Лидия Побединская служит в «Творческой мастерской» практически с момента основания театра. Заядлые театралы наверняка помнят ее Соню в спектакле «Дядя Ваня», донью Сокорро («Цианистый калий… с молоком или без?»), Философа («Я пошел гулять с ума»)… Сегодня Лидия Анатольевна в театре играет крайне мало – так сложилось.
Однако назвать ее невостребованной – значит, ляпнуть откровенную глупость. В Державинском лицее она учит подростков художественному слову и ставит с ними спектакли, в училище культуры читает студентам курсы по истории театра и теории драматургии, в библиотеке для слепых начитывает книги, а дома – пишет, пишет… По сюжетам Побединской снимаются короткометражки для «Ералаша». А недавно по центральному ТВ-каналу показали художественный фильм по ее сценарию «Чужое тело»
Апексимова расстроила до слез
Киноработа Ирины Апексимовой, в которой снялись Елена Ксенофонтова, Андрей Ильин, Сергей Векслер, Анна Терехова, правда, называется иначе – «Спящий и красавица». Да и история, считает Лидия Анатольевна, получилась совсем другая, от оригинальной в ней почти ничего и не осталось.
- Если вы смотрели этот фильм, то я вам сочувствую, - вздыхает Лидия Анатольевна. – Нет? Ой, как хорошо! Потому что я рыдала, когда увидела его, даже хотела имя свое из титров снять, но потом подумала: не буду связываться. Сценарий, как мне кажется, был куда более симпатичней. Я написала мелодраматическую историю (люблю мелодрамы!) про провинциальную медсестру, такую небогатую серенькую мышку, у которой в жизни ничего интересного не происходит. Но однажды, вернувшись из командировки, она обнаруживает у себя в постели незнакомого мужчину. Мертвого, как ей на первый взгляд кажется. Но вскоре выясняется, что мужчина на самом деле находится в коме. Его увозят в больницу, а она начинает расследование. В кино же – хотя подбор актеров мне понравился – из моей героини сделали какую-то красотку, которая живет в обставленной антикварной мебелью квартире. Смысл всей истории просто потерялся. В общем, тихий ужас получился, а не фильм.
- Вас что, даже на съемочную площадку не пригласили?
- Какое там! Сценарий у меня купил «Мостелефильм», я подписала с ними договор и тем самым передала им все права на него. Хотя и попросила, чтобы меня на площадку пригласили, когда начнут снимать: интересно же все-таки. Но этого не произошло.
- А выпуски «Ералаша» по вашим сюжетам как оцениваете?
- Видела только один, но девочки-однокурсницы говорили, что были и другие. Я встречалась с Борисом Грачевским, он в монтажной показывал рабочий материал – вполне симпатично было. Предложил писать еще. И я написала, отправила, но дальнейшей их судьбы не знаю. Семь или восемь моих сюжетов были экранизированы также для юмористического тележурнала «Ха!».
Хотела быть геологом
- А в детстве кем хотели быть? Актрисой?
- Ни за что! Сначала хотела стать пожарным, а потом геологом – каждый карьер излазила, вся квартира была камнями забита. Мы тогда с родителями в Тамбове жили. Но к окончанию школы всего этого расхотелось. И я пошла работать на завод, была слесарем-сборщиком второго разряда. Потом ушла на курсы молодых механизаторов, получила права на вождение комбайна, трактора и хлопкоуборочной машины. Но и это надоело. А я тогда занималась в потрясающей театральной студии при Дворце пионеров у выпускницы Щукинского училища Веры Александровны Товмы, чьей ученицей себя считаю. Она большое внимание уделяла речи, мы ставили замечательные спектакли. Такое счастливое время было! Ночами пропадали в студии. И многие из нас поступили потом во ВГИК, школу-студию МХАТ.
- Пожарный, геолог, тракторист, актриса… Ваши родители как относились к таким метаниям?
- Они никогда не мешали мне делать то, что мне хочется, и я безмерно им за это благодарна. Очень важно чувствовать поддержку родных людей. Мама с папой по-прежнему живут в Тамбове. Мы ежедневно созваниваемся, каждый год я по полтора месяца провожу у них. Дай бог им здоровья, я очень их люблю.
- Какие роли самые любимые?
- Соня в «Дяде Ване», Бледнышка в спектакле «Прощай, Иуда!», да много. Лирических мне никогда не давали, но мне и не обидно. Мне почему-то всегда предлагали роли каких-то неадекватных, убогоньких, даже сумасшедших. Зато было что играть! Мы с Людмилой Зотовой, когда в «Цианистом калии» на пару играли двух придурковатых теток, столько удовольствия получали! А вообще, самая любимая моя роль – Баба-Яга. Весело же!
От редакции: По случаю юбилея Л. Побединской 16 марта на сцене «ТМ» состоится вечер поэзии и музыки «Дорога».