Псковские школьники придумали приложение, которое поможет покупателям строительных магазинов сократить время пребывания в магазине. Ребята провели огромную работу, не каждому взрослому под силу сделать то, что сделали они. Идея получила поддержку акселератора технологических проектов «Технолидеры будущего», возможно, в скором будущем это приложением не раз выручит и нас с вами. О том, как родился проект и с какими сложностями пришлось столкнуться его авторам, «АиФ-Псков» рассказали Лилия Гуцул и Елизавета Лазуткина.
Найти проблему
- Как появился проект?
- Лилия: Мы участвовали в конкурсе «Технолидеры будущего». Это всероссийский акселератор, который дает возможность всем желающим разработать и запустить собственный проект и даже получить некоторое финансирование.
Я занимаюсь в псковском Кванториуме уже пятый год и мой наставник скинул мне ссылку на конкурс. Для участия требовалось команда от 2 до 5 человек. Я написала в общий чат, спросила, кто хочет составить мне компанию, и команда набралась за полчаса. Это было здорово! Я сама не ожидала, что столько ребят соберется и все согласятся со мной работать.
- Кто был в вашей команде?
- Лилия: Я, Елизавета, Софья Бедских, Платон Дмитриенко и Мария Булытова. Все ребята из разных учебных учреждений. Мы с Лизой из Псковского технического лицея, Софья и Платон из Инженерно-лингвистической гимназии, а Маша учится в 19-ом лицее. Классы тоже разные: с 8-го по 10-й. Вообще-то, когда я собираю команду, то всегда думаю, кого пригласить. А тут решила, что будет интересным опытом воспользоваться общим чатом.
- Это ваш не первый опыт сбора команды?
- Лилия: Нет. В Кванториуме постоянно приходилось это делать. У меня четырехлетний опыт работы в разных командах.
- Команду вы собрали, а что происходило потом?
- Лилия: Собрались в «Дискорде» (Discord - система мгновенного обмена сообщениями с поддержкой голосовой связи и видеоконференций - «АиФ-Псков»), начали дистанционно работать.
- Елизавета: У нас на тот момент оставалось полторы недели до конца подачи заявок.
- Лилия: На этот конкурс можно было идти с готовым проектом или с идей, которую в процессе надо было потом доработать до готового проекта. Мы начинали с идеи.
- Тему можно было брать любую?
- Елизавета: Абсолютно, но при этом проект должен был решать какую-то проблему.
- Почему вы решили делать приложение?
- Лилия: Это самое интересное! Началось все с шуточного диалога. Мы сидели в «Дискорде» и у нас случился какой-то затор. Когда времени много, то идеи в голову приходят одна за другой неспешно, ты отбрасываешь одну, рассматриваешь другую и так пока не определишься. А когда у тебя всего пара дней, все идет по другом сценарию. Мозг начинает напрягаться: задача - придумать идею. Но так не бывает. В тот день мы просто разговаривали. И я поделилась с ребятами, как ходила в магазин, мне нужна была сода. Я ее искала-искала, но так и не найдя, ушла с пустыми руками. Все посмеялись.
- Елизавета: И тут кто-то из нас написал: «А ведь это проблема!»
- Лилия: Было бы здорово, если бы было приложение в магазине, не в телефоне, а именно в магазине, в котором можно было бы все посмотреть. Такой небольшой экранчик, где ты выбираешь то, что ищешь, а он тебе говорит, где это лежит.
- Елизавета: Вот допустим, пришла я в Леруа Мерлен. Мне нужны гвозди или шурупы. Где эти гвозди? Куда мне идти? Ходить же можно до бесконечности.
- А почему строительный магазин, у вас же в команде почти одни девчонки?
- Лилия: Сначала мы решили сделать приложения для магазинов в целом, но почти сразу пришли к выводу, что над исключить продуктовые магазины. В-первых, потому что там часто делают перестановки, чтобы люди что-то долго искали и пока ищут, побольше всего купили. Во-вторых, там ультра много товаров, и он постоянно обновляется. Одежду мы тоже отбросили.
- Елизавета: Потому что там примерно то же самое: разные сезоны, коллекции.
- Лилия: А строительные магазины - совсем другое дело. Мы подумали, вспомнили, что там годами практически ничего не меняется. Хоть там и много продавцов-консультантов, но мы остановились на том, что не всегда комфортно подойти к кому-то, не всегда удобно спросить, порой не знаешь, как правильно назвать то, что ты ищешь.
- Елизавета: И тогда еще были короновирусные ограничения.
- И картинка сложилась в пазл….
- Лилия: Да. А дальше мы прошли несколько отборов и начались пятимесячные курсы.
Сложный путь
- А что это были за отборы?
- Елизавета: Для участия в первом этапе можно было отправить только идею проекта.
- Лилия: Мы сделали презентацию, где обрисовали проблему, цели, задачи. И отправили свою заявку с мыслью «если пройдет, то хорошо»: в первом этапе участвовали более 500 команд со всей России. Первый этап мы прошли. Были очень рады, потому что знали, что если пройдем и второй этап, то нас ждет образовательный курс длиной в пять месяцев, где у нас будет проходить онлайн-обучение в сфере экономики и технопредпринимательства.
- Елизавета: На втором этапе мы презентовали свой проект онлайн. По его итогам получили длинное сообщение. Лиля его читает-читает, а в конце такая приписка: «Поздравляем, вы прошли этот этап и можете зарегистрироваться, чтобы пройти образовательный курс».
- Лилия: И мы сидим такие: «Ничего себе! Россия большая, команд много и мы прошли!» Для нас это было «вау!»
- Чему вас учили пять месяцев?
- Елизавета: Маркетингу, рекламе.
- Лилия: Каждую неделю у нас была определенная тема, связанная с основным направлением. Допустим, целевая аудитория. Проходил вебинар, который можно было слушать в реальном времени, 10-12 видеороликов, которые можно было посмотреть, и тесты.
- Елизавета: Тесты надо было проходить в конце каждой недели. Результаты на конкурсные баллы не влияли, а помогали нам закрепить полученные знания.
- Лилия: А еще были домашние задания. У нас был человек, который нас курировал, мы с ним созванивались раз в две недели, это была невероятная женщина из Казани, которая нас всегда поддерживала и удивлялась, что мы оказались такие организованные. У нее было еще две команды и только мы в назначенное время в «Зуме» все впятером ее ждали.
- Елизавета: Задания, кстати, были довольно интересные. К примеру одно из них - создать страницу в соцчетях и вести ее от лица нашего продукта. Сначала там же было знакомство с нашей командой, надо было выложить посты, потом процесс нашей работы.
- Лилия: В общем, у нас было много самой разной работы. Поначалу у меня, как у лидера команды, был страх, что нам будет трудно сработаться. Во-первых, все проходило дистанционно и я переживала, что кто-то не найдет задачу для себя. Все же не могут разрабатывать одно приложение. А во-вторых, было страшно, что ребята просто начнут выгорать. Работы было много, впереди нас ждала инвестиционная сессия и еще один этап.
- Что такое «инвестиционная сессия»?
- Елизавета: Это очередное представление проекта. Все нужно было собрать воедино, прописано.
- Лилия: Мы учились и параллельно делали свой проект, разрабатывали его с точки зрения курса, который проходили: как бизнес-идею. Можно же сделать просто проект...
- Елизавета: А можно сделать так, чтобы его хотели купить и вложить в него деньги.
- Лилия: Да. И наша задача состояла в том, чтобы наш проект был похож на настоящий стартап. Но, к сожалению, мы не попали на инвестиционную сессию, о чем в целом не жалеем, все произошло так, как надо.
Найти фишку
- Почему не попали?
- Лилия: В конце образовательной сессии у нас был созвон с организаторами. Мы представляли свою итоговую работу: четко проработанная целевая аудитория, рынок, инвестиции, экономика и так далее. Мы понимали, зачем нам нужны деньги, куда их нужно вложить, что делать дальше. Но мы не прошли, потому что проект сложный, он требует чего-то такого, что мы еще не знаем. Может, нам надо где-то еще поучиться, на что-то посмотреть, какими-то еще проектами заняться. Какой-то фишечки ему не хватает. Ребята расстраивались, а я говорила, что это хорошо, что нас не допустили.
Команда, которая прошла, разработала витражные светильники. Это супер просто. Очень классная дизайнерская разработка, они уже сейчас их продают. Своей команде я говорила: «У нас другой уровень. Приложение для бизнеса - это сложнее». Мы не корзинки плели, не витражи делали, это немного другая квалификация, поэтому нам надо еще поучится. Нас не обидели, подарили поездку в «Артек», где также проходило обучение.
- Елизавета: Там мы по полтора часа в день работали над проектом. В основном уклон был на рекламу.
- А приложение-то вы сделали?
- Лилия: Да, но мы его продолжаем дорабатывать, планируем внедрить искусственный интеллект, который поможет человеку, который с выбором товара затрудняется.
- А кто приложение разрабатывал?
- Лилия: Я. У нас в команде все самые разные задачи выполняли. Лиза с Машей, например, занимались SMM.
- Кто-то еще вам помогал?
- Лилия: Нет, еще в самом начале работы я поставила перед собой цель курировать команду без наставников.
- Елизавета: Лиля молодец. Так выходит, что я часто с ней работаю и она всегда в команде лидер. Она умеет хорошо организовать людей, но и это не главное. Она умеет сделать так, чтобы команде было хорошо. Мы, например, сидим, уже 9 вечера, голова никакая. И Лиля говорит: «Все, хватить работать, давайте поиграем». Она постоянно что-то придумывала, чтобы мы не затухли. Мне нравится с ней работать. Я каждый раз учусь у нее чему-то.
- Для вас участие в этом акселераторе, наверное, грандиозный опыт?
- Лилия: Да, безусловно. Я работала в разных командах: хакатоны, «Большая перемена», всякие конкурсы, но «Технолидер», наверное, один из самых сложных проектов, который был на моей памяти. Надеюсь, что снова поучаствую в нем в этом году.
- Планируете опять заявиться?
- Елизавета: Да, но уже в разных командах и с новыми проектами. Проект нашей команды - тренажер для изучения обществознания.
- Лилия: У меня мой собственный проект, которым я занимаюсь не первый год - интерактивное пособие для создания публичных выступлений. Я занимаюсь ораторским мастерством, прошла уйму курсов, мне эта тема близка и интересна.
Но давайте вернемся к нашей команде, я расскажу, чем занимались остальные. Софья отвечала за экономическую часть проекта, а еще придумала наш логотип - птичку Ткачик. Это птичка-архитектор, а у нас строительный магазин. Ну, а Платон Дмитриенко помогал нам делать все, он был нашей правой рукой, занимался исследованиями, помогал с соцсетями, целевой аудиторией, делал анализ конкурентов.
- Что же дальше будет с вашим приложением?
- Лилия: Мы решили, что нам надо его отложить. Возможно, сейчас мы чему-то научимся. А потом обязательно соберемся - может, через летом, может, когда окончим школу - и обязательно его доделаем, потому что этот проект того стоит.