Аргументы и Факты
pskov.aif.ru
16+
Псков
Аргументы и Факты
pskov.aif.ru
16+
Псков
Примерное время чтения: 7 минут
986

Плати или докажи. Как правильно требовать перерасчет за плохие услуги ЖКХ

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 42. АиФ-Псков 15/10/2025
Светлана уже давно моет пол на лестничной площадке сама
Светлана уже давно моет пол на лестничной площадке сама / perplexity / АиФ-Псков

Псковичка год не платит за содержание жилья, мотивируя это невыполнением управляющей компанией своих обязанностей. Кто прав в этом споре, и как защитить свои права, не нарушив закон, разбирался «АиФ-Псков».

Чужой труд

Светлана Васильева уже год не платит за содержание жилья. Причиной, с ее слов, стало невыполнение управляйкой своих обязанностей.

В доме на улице Лермонтова она живет с момента ввода его в эксплуатацию — это около двух лет. Все эти годы, говорит, вопросы к УК только копились.

«У нас не убирают подъезды, нет влажной уборки, — говорит она. — Да, приходил мужчина, подметал, но чтобы полы помыть — такого я вообще не помню. И такая же ситуация в соседних домах. С кем не поговорю, ответ один: «Мы все сами делаем».

Светлана звонила в управляющую компанию, просила уборщицу прислать, но говорит, что звонки ее результата не возымели. Пришлось брать уборку в свои руки, по крайней мере, своего этажа.

«Я как-то все вымыла, убрала паутину, которые в подъезде висела. Сделала фотографии до и после. Позвонила в УК и сказала, что сегодня нам уборщица не потребуется, потому что убралась я сама», — рассказывает она.

Светлана уверяет, что неубранный подъезд — не единственная ее претензия к управляющей компании. «У нас доводчик двери сломан уже который месяц, — говорит она. — Сотрудники УК к нам приходили, о проблеме знают, но ничего не сделали».

В доме появились тараканы, которые «как жили в квартирах и подъездах, так и живут», несмотря на визиты представителей управляющей компании. Тараканов такими визитами не напугаешь.

За последний год у Светланы накопился немалый долг. По ее словам, представители управляющей компании приезжали с требованием погашения задолженности, однако получили закономерный вопрос: «А за что платить? За то, что я сама убираю подъезд шваброй, которой мою собственную квартиру?»

В ближайшее время женщина собирается изложить претензии к УК на бумаге, собрать под ней подписи остальных жильцов и отправить в суд. «Пусть там уже разбираются, почему на наших окнах, которые не открываются, пауки плетут паутины и ползают гады», — говорит она.

Сами не рады

Директор УК «13 квартал» Ольга Самсонова не отрицает сложности в обслуживании дома, но объясняет их спецификой жильцов. «Этот дом полностью муниципальный, строился для детей-сирот. У нас он во временном управлении, и мы бы его с удовольствием кому-нибудь передали», — говорит она. Такое желание объясняет тем, что жильцы дома ведут себя порой вызывающе: выпивают, ругаются между собой, ломают общедомовое имущество. «Не скажу, что все такие, но встречаются», — говорит Ольга Самсонова.

При этом она уверяет, что все необходимые услуги жильцам оказываются, но те всегда находят на что еще пожаловаться. «Могут звонить и говорить, что дверь сломана и домой не попасть. Так если вы ее сломали, то обращайтесь в домофонную службу, это не наша обязанность ее ремонтировать. Были жалобы и на тараканов, но дом мы обрабатывали несколько раз, а травить в квартире — это уже ваша ответственность», — отмечает директор УК «13 квартал».

По ее словам, многие проживающие в этом доме и соседних не платят за коммунальные услуги. Эти вопросы уже решают в суде, но пока безрезультатно, потому что статус проживающих накладывает свой отпечаток.

«На нас они тоже жалуются, — говорит Ольга Самсонова. — По их жалобам проверки проводятся, подтверждающих фактов не находят».

Главное — документ

Юрист Виктор Безъязычный разъясняет правовые основы взаимоотношений с управляющими компаниями. «В содержание жилья входит довольно большой комплекс работ и услуг, обеспечивающих поддержание дома в надлежащем состоянии», — отмечает эксперт. Он определяется правительственными нормативными актами и должен быть прописан в договоре управления.

При неуплате коммунальных услуг управляющая компания имеет право на жесткие меры. «УК вправе направить уведомление о необходимости погашения долга, а в случае его неоплаты в течение 20 дней ввести ограничение подачи коммунальных услуг с последующим отключением жилого помещения от коммуникаций», — говорит он.

Если работы по содержанию, управлению, ремонту оказываются с перерывами или с нарушениями, собственник вправе требовать перерасчета оплаты. Например: не убирали подъезд, не чистили снег, освещение не работало, окна на лестничной клетке не мылись, протекала крыша — за такие виды работ можно требовать снижение стоимости за фактический период. Но нельзя требовать перерасчет за те услуги, по которым фактически было оказано обслуживание или за которые невозможно доказать отсутствие работы.

Ключевой момент — правильное документирование нарушений. «Основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг» , - поясняет юрист. При обращении жильца управляющая компания обязана в течение двух часов провести проверку и составить соответствующий акт.

Если УК уклоняется от составления акта, «он может быть составлен в ее отсутствие и заверен подписями не менее чем двух потребителей и председателя совета многоквартирного дома». Эксперт предупреждает: устные заявления скорее всего не будут иметь никакого результата, поэтому придется заранее позаботиться о фиксации фактов отсутствия каких-то услуг или работ.

Действовать по алгоритму

Эксперт в сфере управления многоквартирными домами Юлия Федорова подчеркивает, что «оплату вы производите не «вообще» — вы платите за конкретный набор работ и услуг по дому, установленных нормативно и договором управления».

При взыскании долгов в суде жильцы могут заявлять встречные требования о перерасчете, но «главное — наличие доказательств: письменные обращения, акты осмотра, фото- и видеодокументы, свидетельства соседей». Эксперт категорична: «неуплата «от фонаря» невозможна — бездоказательно отказаться платить без уведомления и без попытки урегулирования нельзя».

Алгоритм действий четкий: сначала направить письменное обращение в УК с описанием нарушений, потребовать проверки и составления акта, официально заявить о намерении требовать перерасчет. «Эти шаги позволят затем обоснованно отстоять свою позицию в суде», — уверяет она.

Если управляющая компания не реагирует на обращения, следующая инстанция — государственная жилищная инспекция, которая «вправе проводить проверки деятельности УК, выдавать предписания об устранении нарушений и контролировать их исполнение». В крайнем случае остается суд, где можно обосновать требования перерасчета и взыскать судебные расходы, пени, штрафы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах