Мат - это наша национальная особенность. И вот парадокс: с одной стороны, его изучают лингвисты и даже составляют словари, с другой – это сквернословие, которое у большинства не вызывает ничего, кроме отторжения. Разобраться с «русским матерным» «АиФ-Псков» помог Вадим Андреев, доцент кафедры русского языка и русского языка как иностранного ПсковГУ.
Четыре корня
Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Вадим Константинович, наш язык прекрасно обходится без сквернословия. Но в словарном запасе, пассивном или активном, у каждого человека есть матерные слова. Что же это за слова такие? Понятно, что называть их конкретно не будем: закон запрещает.
-Надо рассматривать мат с двух сторон: с точки зрения языковой и этической, моральной. Если говорить о сквернословии - это самый низкий слой лексики. Она, безусловно, ненормативная и стоит за пределами литературного языка, как и просторечная лексика. Но, если, скажем, «харя» или «лох» звучит грубо, вульгарно, всё-таки это не матерные слова. Вообще к мату относят всего четыре корневых единицы с огромным количеством производных от них. Иногда этот пласт языка называют обсценной лексикой (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный»). Это слова и выражения, которые находятся на самой грани стилистической сниженности языка.
- Все-таки, каково происхождение мата? Популярно мнение, что от ордынцев.
- Есть разные точки зрения его происхождения. Но точку зрения, что это, якобы, наследие монголо-татарского ига, ученые отрицают. Известны факты, когда в берестяных грамотах домонгольского периода есть эти слова. Кроме того, эти четыре корня встречаются во всех славянских языках. Значит, это общеславянская лексика, она очень древняя. Эти корни находят также и в индоевропейских языках, так что у мата еще более древнее происхождение. Именно поэтому так трудно установить их этимологию, ведь чем древнее слово, тем труднее выявить его первоисточник. Изначально единицы, которые сейчас называют матом, не были такими уж неприличными словами. Но поскольку сама по себе сексуальная сфера человека обществом табуизирована, находится под общественным запретом, потому что считается неприличным выставлять ее напоказ, попали под запрет и слова. Кстати, древнее общество в этом смысле было терпимее, более того, эти слова часто использовались с целью символической, сакральной, обозначая идеи, связанные с рождением новой жизни, с плодородием: земля, как и женщина, зачинает и несет в себе плод. И сейчас, если послушаем деревенскую речь, она часто с матерками. Но это совершенно не значит, что безграмотные крестьяне исковеркали литературную речь. Народная речь отсылает к истокам. Вспомним заветные сказки, частушки, которые собирали и издавали многие известные ученые.
Если бы молодость знала…
- Но если для бабушки в деревне такая речь, скажем, естественна, то из уст молодого человека она, мягко говоря, отвратительна.
- Наших студентов, когда они бывают на диалектологической практике, поражает такой поток.
Они привыкли слышать мат от людей определенного свойства, вида, поведения и т. д. А когда бабушка - божий одуванчик такое говорит, это шокирует. А потом начинают привыкать: это ведь её естественная речь, её она впитала с молоком матери, так она выражает своё отношение к чему-то, свои эмоции. Однако и в народе естественное целомудрие ставит мат вне закона. И церковь учит: не сквернословь.- Но молодёжь-то сквернословит!
- Это плохо. Но объяснимо. Молодёжь всегда пытается распробовать запретный плод, стремится к некоторой эпатажности, к игре на грани допустимого, хочет показать свою самостоятельность, взрослость и независимость от правил.
- А взрослые люди используют мат, чтобы получить эмоциональную разрядку…
- Не только. Во-первых, это прямое и грубое обозначение «телесного низа», во-вторых, средство оскорбить, назвать кого-то неприличным словом, унизить. В-третьих, средство обозначения эмоциональных состояний по отношению к себе, окружающим, явлениям общественной жизни. И, кроме того, они используются как связки между словами.
Ай да Александр Сергеевич!
- Давайте поговорим о письменной речи. Почему молодёжь в интернете общается на русском матерном? Это же письменная речь!
- Но в газетах мы никогда не увидим не только таких слов, но даже многоточий!
- А газеты – не художественная литература. Здесь используется публицистический стиль, а в нем и просторечная-то лексика тоже очень ограничена в употреблении; так и должно быть: она, как правило, грубая, вульгарная и часто инвективная (оскорбительная). А на мат вообще наложен безоговорочный запрет. И это правильно.
Свободу мату?
- А другие виды искусства, например, рэп. И те же клипы Шнура…
- Рэп формировался как явление андеграунда в негритянских районах, где жили полукриминальные босяки со своими моральными установками. Поэтому в рэпе неприличные слова - отражение жизни. Многие русские репперы тоже говорят, что без мата рэп не рэп. Но если рэп выходит на широкую публику и звучит с экранов ТВ, то мата там быть не должно. То же самое и о любых публичных выступлениях. Что касается творчества Сергея Шнурова, - его герои, как и их язык, всегда очень непривлекательны, это такие «антиобразы» (кстати, в роли телеведущего Шнур изъясняется безукоризненно). Один из его последних «шедевров» - про лабутены. Образ героини, согласитесь, очень неприглядный. Ее отношения с матерью, ее поведение… Она глуповатая, готовая растолкать всех локтями в поисках выгодного жениха. Ее речь груба и цинична. Кто бы захотел взять такую замуж?
- Некоторые общественные деятели, ученые считают, что мату надо дать большую свободу…
- Сейчас, действительно, высказываются такие мнения. Их сущность заключается в том, чтобы сдвинуть границу «низких» слов. То есть, насколько низкими и непристойными считать матерные слова. Не дать ли им статус просторечного слова? Пусть грубого, вульгарного, но допустимого (сравните статус подобных слов в английском языке). Мне кажется это неправильным. Лично я призываю не использовать мат в речи, особенно в общественных местах, в семье, при детях. Русский язык способен выразить самые разные чувства другими средствами.