«В нашей отрасли немало успехов, никто не умаляет значимости труда врача и администрации области. Но есть проблемы, которые не уменьшаются, они нарастают как снежный ком».
Анна Сергеенко, PSKOV.AIF.TU: Модернизация идёт полным ходом, только жалоб о доступности медицинской помощи всё больше и больше. В чём нестыковка?
-Модернизация была всегда. Медицина не стоит на месте, она не может не развиваться. Да и оптимизация была всегда. Другое дело, что акценты надо расставлять правильно, что считать первичным. Нужен комплексный подход, как в советское время. Сколько в 80-е годы было участковых больниц: Пожеревицы, Щукино, Ляды… Потом назрела необходимость передавать их в ведение соцзащиты. Потому что они к тому времени выполняли не медицинскую функцию, а социальную, люди там пребывали и до 200 суток в году.
- Так может, нынешняя реформа поможет здравоохранению?
- Почему-то сейчас забывают, каким прорывом для медицины была зурабовская реформа льготного лекарственного обеспечения. До 2004 года практически не выделялись деньги на приобретение лекарств на льготной основе, ну кроме ветеранов войны.
Что очень важно, были определены и федеральный и региональный уровни бюджетной ответственности, чётко прописаны категории льготников. На первых порах сложно было. Но восстановилась технология выписки рецептуры, оформления правил заказов на лекарства. Да, были сбои, но количество выделяемых средств стало намного больше.
А Программа развития муниципального здравоохранения с 2006 до 2008 года, когда акцент был сделан на первичное звено! Каждая поликлиника получила флюорограф, рентген-оборудование, диагностическую аппаратуру, в том числе для УЗИ- диагностики. Ну, а в последние годы высокие технологии пришли в Псков в виде сосудистой хирургии.
Достигнуты разительные результаты снижения детской, младенческой и материнской смертности благодаря внедрению новых технологий. Но на них-то высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи приходится лишь до 30 % от общего объема. А первичное звено - 70 процентов, и какой результат? А такой, что по нормативу в Псковской области должно быть более 2600 врачей, а у нас немного более 1800.
- Я бы сказал, нивелируется. В ОМС врач - та фигура, на оказание медицинской помощи которой лечебному учреждению начисляются деньги. Ни о какой социальной функции врача там речи не идет. А доступность - это возможность попасть к врачу!
В 2014 году, исходя из расчетов по нормативному планированию, в области зафиксировано 5 млн посещений пациентами медучреждений. А в 2012 году таких посещений было более 6,5 млн.
Недоступная доступность
- И куда исчезли 1,5 млн? Псковичи здоровее стали?
- Люди отправились в частные клиники. В городе. Но больше всех пострадали районы, потому что там нет специалистов. Помните, когда сделали прибавку участковым терапевтам, а врачей узких специальностей забыли? Вот они и ушли в частную медицину.
Что самое плохое из всех этих реформ – нет комплексного подхода к комплексному развитию здравоохранения. Сколько лет идет дискуссия, делать или нет распределение в медицинских вузах, молодежь-то не хочет приезжать, даже в райцентры.
У нас в регионе 61 офис врача общей практики, а физических лиц там работающих 37. Например, в Новом Изборске построили не только прекрасный офис, но и дом 2-этажный для врача, выделили служебную машину. Приехал врач, полгода поработал и уехал.
В Старом Изборске открыли офис - пустой. В Лаврах - пустой. Да и в самих Печорах проблемы с врачами. Все эти реформы не решили главную проблему социальной защищенности врача. Его социальную, медицинскую миссию.
Почему частная медицина по ряду направлений превосходит государственную? Там нагрузки меньше, зарплата достойная, медицинское оснащение хорошее. А у нас врачей меньше - нагрузки больше. Вот уйдет последний офтальмолог из 2-й поликлиники, и куда обращаться пациентам? А в некоторых районных больницах осталось менее 10 врачей, это и дает толчок к закрытию таких больниц как юридических лиц.
- Что сейчас, увы, и происходит…
- Да. Но подходить ко всему надо разумно. Меня всегда возмущает акцент на развитии Бежаницкой больницы как межрайонной. Как бы я к главному врачу ни относился, это ведь маломощная больница, недостаточно укомплектованная врачами. Ну кто туда поедет?
Доступность медицинской помощи больше всего актуальна для учреждений, расположенных в районах, и, мне кажется, в этом плане нужно очень взвешенно подходить к закрытию в них отделений и их реорганизацию как юридического лица. Например, несколько лет назад произошло объединение специализированных учреждений здравоохранения, диспансерной сети. И что дало объединение областного тубдиспансера с великолукским? Никакого экономического эффекта! Или это решило проблему доступности противотуберкулёзной помощи и повышение её качества?
При губернаторе Кузнецове был брошен лозунг о создании в маленьких районах, таких как Палкино, Усвяты, нестационарной системы здравоохранения. Мне было поручено заниматься Палкинским районом. Месяц вместе со специалистами комитета и района я обсчитывал, что нужно сделать, если не будет стационара для сохранения того же уровня доступности.
К чему бы это привело? К увеличению количества машин скорой помощи и перевозок. В чем мы экономили - только в коммунальных расходах, при этом затраты бюджета возросли бы более чем на миллион. Да к тому же это бы привело к сокращению численности персонала, врачи бы уезжали - второй эффект бумеранга.
Доктор, вернитесь!
- Когда мы говорили о социальном статусе доктора, забыли, что сельскому врачу полагается 1 млн рублей в качестве подъемных. Почему же это не помогает?
- Здесь тоже проблема, больницы-то городскую прописку имеют. Все зарегистрированы в городе. Знаю единичный случай выплаты врачу в Новосокольническом районе. Сейчас уровень социального престижа врача очень низок. Ему не уделяется внимание на государственном уровне.
- Может быть, главная причина всех неувязок в менеджменте?
- Сейчас умаляется роль комитета здравоохранения, где больше экономистов, а не врачей. В медицину вторглись страховщики в лице областного фонда ОМС и страховой компании «МАКС-М», которые выполняют не просто надзорную, но даже уже карательную функцию. Бесконечные проверки сотен историй болезни, за которыми следуют штрафы. Причем в основе штрафов лежат не конечные результаты лечения, а заполнение медицинской документации. А здравоохранением нужно управлять профессионально признанными для этой цели специалистами органов и учреждений здравоохранения!
Области нужен хороший информационно-аналитический центр. Нужны программные продукты, а у нас врачи старшего возраста, которые не успевают работать с компьютером. Им надо заниматься больным, написать кипу бумаг. Кстати, во всем мире этим занимаются в основном парамедики. Так вот, все решения должны исходить из анализа положения дел в медицине, ведь сверху не было команды жёстко сокращать число коек, и многие вопросы можно было бы решать безболезненно. Оптимизация должна идти оптимально, а не по схеме объединить-ликвидировать.
Тут никакие иные искусственные средства повышения доступности медицинской помощи, прежде всего в районах области, не спасут ситуацию. Все должно быть сделано разумно. Вот сейчас строят онкодиспансер, но как бы за всем этим не свернули возможности диагностики и лечения больных в Великолукском онкодиспансере, или хотя бы развернули на его базе отделение химеотерапии.
Кстати, у нас нет отделений долечивания больных после перенесенного инсульта. И почему бы не открыть в отдельных больницах отделения реабилитации и сестринского ухода? Открытых вопросов все больше и больше. И их нужно решать взвешенно, продуманно, разумно, на основе анализа.