Впервые за всю его историю результаты народного голосования совпали с мнениями профессионального и молодёжного жюри. Учителем года объявлен 27-летний преподаватель математики из Державинского лицея Алексей Доронин.
Алексей Владимирович - руководитель математического класса, в этом году окончившего обучение в лицее. Выпускники «Державы» признаются, что будут безмерно скучать по своему учителю.
Его считают не только замечательным преподавателем, который сложные теоремы объясняет с помощью созданных им самим мультиков. Для многих Алексей Доронин стал другом, старшим товарищем. К нему бегут за советом, если бросила любимая девушка или не понимают родители.
О секретах мастерства, популярности среди учеников и победы в конкурсе расспросил учителя года-2010 корреспондент «АиФ-Карелия».
Просто я ещё не старый
- Работа учителя - это огромная ответственность и небольшая зарплата. Что же вас заставило выбрать себе эту профессию?
- Призвание - это громкое слово, но скорее всего, именно оно. Есть ли учителя среди моих родных? Папа - тренер по настольному теннису, чемпион Карелии. Правда, в тяжёлые 1990-е нужно было зарабатывать деньги, и он оставил преподавательскую деятельность. Дядя работает тренером по большому теннису. Больше у нас в семье педагогов нет. Я же, наверное, для себя ещё в школе решил, кем хочу быть. Просто со стороны нравился труд учителя, и какое-то особое чувство внутри было... А ещё младшего брата учил читать и считать.
Сначала думал, что буду преподавать физику, но потом выбрал математику. Закончил математический факультет ПетрГУ. Два года работал в Университетском лицее. Начинал ещё в 2004 году, когда учился в магистратуре. Потом перешёл в Державинский лицей, где работаю уже четыре года.
- Математику вы преподаёте старшеклассникам. Психологи считают, что 13-15 лет - это самый непростой возраст, с подростками вообще сложно найти общий язык. Вы с этим сталкивались?
- У каждого возраста есть свои трудности. За маленькими детьми, к примеру, нужно усиленно следить. Ну, а со старшими у меня, думаю, получается ладить, потому что сам ещё не такой старый. Мне кажется, я понимаю их чувства, могу предугадать реакцию, и когда возникает необходимость - пытаюсь обойти острые углы. Конечно, есть ребята, которые охотно идут на контакт, и есть те, к кому нужен особый подход. Но если учитель не может найти с учеником общий язык, то в этом, считаю, целиком его вина.
- Голос на учеников повышать приходилось?
- Наверное, каждый учитель в своей практике повышает голос. Но, когда я это делаю, дети говорят: «Алексей Владимирович, не надо на нас кричать». И я стараюсь найти другой метод.
Делятся со мной проблемами
- Вне школы со своими учениками общаетесь?
- Прошлым летом по их просьбе выезжали в лес, разбивали палатки. Конечно, и костёр был, и песни под гитару. Сам я, к большому сожалению, на гитаре не играю, да и слуха у меня нет - имеется такой вот недостаток, - поэтому просто слушал, как поют ребята, и фотографировал.
- Обсудить с вами новую рок-группу, кинофильм, книгу возможно?
- Фильм - да, музыку - вряд ли: у меня просто не хватит знаний в отдельных областях. Но во время неформального общения мы чаще всего обсуждаем новости из Интернета. А так ведь у каждого из них есть свои заботы, проблемы. И обычно именно этим они делятся со своим классным руководителем. А о книге они могут и с другом поговорить.
- Выходит, вы редкий учитель. Далеко не каждому классному руководителю ученики готовы открыться и рассказать о самом сокровенном.
- Мне, наверное, ведь тоже не все доверяют. Хотя да, большинство, наверное, всё-таки доверяет. Бывали случаи, когда мне приходилось помогать ребятам в решении серьёзных проблем.
- А вам самому в школе с учителями везло?
- Очень. Моя любимая учительница - Драган Екатерина Анатольевна, с которой мы будем теперь работать в одном лицее. Она была замечательным классным руководителем, да и класс - дружный. Я в школу шёл, как домой.
Три слагаемых успеха
- Алексей Владимирович, поделитесь вашими впечатлениями от конкурса.
- Я очень волновался во время окружного этапа, тяжело было. Потом городской этап, республиканский… Понимаете, многое зависит от того, кто тебе помогает. У меня была целая команда людей, которые меня поддерживали. И я им за это очень благодарен.
Конечно, я счастлив, что победил, потому что мечтал участвовать в этом конкурсе. Дело не в том, что мне было важно самоутвердиться. Нет. Сам процесс казался мне захватывающим. Хотелось делить опытом, находиться в этом движении.
- Что, на ваш взгляд, позволило вам одержать победу?
- Наверное, какие-то мои внутренние качества. Мы с коллегами говорили о том, какими качествами должен обладать учитель года. Первое - это харизма. Я не знаю, есть она у меня или нет - нужен взгляд со стороны. Второе - образование. Я хорошо учился, окончил школу с серебряной медалью, университет - с красным дипломом. Ну, а третье - это любовь к детям и своей профессии. А это у меня уж точно есть.