Примерное время чтения: 14 минут
89

Эксперт: В информационных войнах у России должен быть крепкий щит и острый меч

Эксперт: Игорь Панарин, профессор, декан факультета «Международные отношения» (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России:

- Основная тема моей лекции – это информационная война, ей я посвятил 14 книг, которые пользуются достаточной популярностью в России и за ее пределами, - говорит Игорь Панарин, профессор, декан факультета «Международные отношения» (вечернее отделение) Дипломатической академии МИД России. - В большинстве этих книг присутствует понятие «информационная война» («Информационная война и Третий Рим», «Информационная война и дипломатия», «Первая мировая информационная война. Развал СССР»).

Что такое информационная война?

Необходимо подчеркнуть, что информационные войны велись сотни и тысячи лет назад. Хорошим примером может послужить Троянская война. Десять лет неприступная Троя сопротивлялась греческим войнам и была повержена с помощью… троянского коня. Это был один из эффективных приемов информационной войны, примененный более 3000 лет назад. Что изменилось с тех пор? Почему события в Тунисе, который находится на месте древнего государства - Карфаген, так похожи на события в Трое? С моей точки зрения, сайт господина Ассанжа, агента Британской разведки МИ-6, выступает в роли троянского коня, средство доставки – интернет, различные глобальные телеканалы, но само содержание информационных войн практически не изменилось.

Я бы определил информационную войну как способ воздействия на информационное пространство противостоящей стороны с целью достижения стратегических целей. Информационная война тесно связана с термином «пропаганда».

В 1622 году термин «пропаганда» впервые был введен Папой Римским в связи с тем, что в ходе 30-летней войны между католиками и протестантами, католики несли огромные потери. Для того чтобы возбудить у католиков боевой дух, было создано специальное подразделение – Конгрегация пропаганды веры. Длительное время, с 1622 года до начала XXI века – Первой Мировой войны - термин «пропаганда» использовался как религиозный. Но в ходе Первой Мировой войны впервые появились специальные подразделения сил и средств для введения пропаганды на войска и силы противника. После Первой Мировой войны наиболее известный теоретик пропаганды и информационных войн Гарольд Лассуэл, изучив опыт стратегических ошибок, написал специальную книгу «Техника пропаганды в мировой войне», которая вышла в 1927 году.

От «пропаганды» к «информационной войне»

В 1927 году Лассуэл впервые заявил о том, что пропаганда является особым видом оружия, воздействующим на ход боевых действий.

В 1967 году Алан Даллас – главный организатор информационной войны против Советского Союза, выпускает книгу под названием «Тайная капитуляция», которая посвящена тайным сепаратным переговорам между США и Великобританией с одной стороны и рейхсфюрером СС Гиммлером - с другой. Переговоры  шли в Швейцарии, а советский разведчик Штирлиц и другие патриоты Германии и России препятствовали им. Алан Даллас, описывая в своей книге этот процесс, впервые вводит термин «информационная война», понимая под ним личные, разведывательные, диверсионные действия по подрыву тыла противника.

Следующий этап – 1976 год – американский инженер Томас Рона впервые использует термин «информационная война», применяя его к техническим системам.

А в 1985 году термин «информационная война» был озвучен в Китае. На мой взгляд, это не случайно, поскольку на сегодняшний день именно Китай сегодня является одним из главных лидеров ведения информационных войн. Экономические успехи Китая (напомню, что в 2010 году Китай стал второй экономической державой мира, обогнав по валовому продукту Японию) во многом, с моей точки зрения обусловлены тем, что в этой стране создана мощная система ведения информационной войны и информационной защиты.

Далее термин развивается, и в 1998 году в США появляется специальный документ Комитета начальников штабов США, который называется «Информационная война», это который был посвящен опыту действий вооруженных сил и государственных структур США в зоне Персидского залива во время операции «Буря в пустыне».

В 1995 году термин «информационная война» появляется и в России. В российских СМИ и научных кругах начинаются бурные дебаты на тему, что такое информационная война, как она происходит, но самой теории и методологии информационной войны еще не было. В 1997 году 7 мая мною была защищена докторская диссертация в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, темой которой стало «Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России». В ней была выстроена методологическая решетка теории информационной войны, которая на сегодняшний день принята в доктринальных российских (Доктрина информационной безопасности РФ 2000 года), американских и китайских документах.

Чем отличается информационная война и информационное противоборство?

Информационное противоборство – это форма борьбы сторон, заключающаяся в воздействии на информационную среду противостоящей стороны, и защите собственной от негативных информационных воздействий. Отличие этих двух понятий лишь в том, что информационная война производится более активно с использованием диверсионных и террористических методов. Важно обратить внимание на то, что последние теракты  в Москве всегда сопровождались информационными операциями, например, ложными звонками в милицию с сообщениями о том, что якобы заминирован какой-то вокзал или аэропорт. Таким образом, образуется комплекс ведения информационной войны.

Виды информационных войн

Важно выделить два вида информационного противоборства – это информационное психологическое противоборство и информационно-техническое противоборство.

Они отличаются прежде всего, объектами воздействия и защиты. Информационно-психологическое противоборство имеет 4 основных объекта защиты:

1.    Система принятия политических решений.

2.    Система формирования общественного мнения. Например, в январе 1996 года Президент Ельцин имел рейтинг 3%, однако в июне 1996 года он побеждает на выборах, получая 41% голосов, ради достижения этого результата, использовались различные информационные технологии. Другой пример - если в августе 1998 года только 10% американцев поддерживали войну США против Ирака, то в январе 1999 таких стало 88%. Причиной этому стало то, что в Ираке Хусейна стали сравнивать с Гитлером, объявили о многочисленных преступлениях против курдов, была развязана активная пропагандистская кампания. Когда она достигла пика, начались бомбардировки Ирака.

3.    Система формирования общественного сознания. Здесь можно выделить 4 основных компонента – это книги, кинофильмы, телевидение, печатные СМИ.

4.    психологическое воздействие на психику лиц, принимающих решение. Для того чтобы заставить лидера противоположной стороны действовать в соответствии с целью информационной войны, проводятся различные операции. Например, придумываются клички, печатаются различные дезинформационные материалы.  Целью этого является  введение противника в стрессовое состояние, что впоследствии может повлиять на принятие решений. Этот прием активно применяется против российских лидеров.

Что касается непосредственно технической составляющей, то здесь существует три основных объекта:

- система передачи данных (задача противника перехватить информацию, ее дешифровать),

- система защиты информации (информация получена из различных источников, она в защищенном виде где-то хранится, задача противостоящей стороны ее заполучить и использовать в своих целях),

- радиоэлектронная борьба (для примера можно вспомнить войну в Югославии, когда 300 сербских танков 40 дней бомбили бомбардировщики США и Великобритании. Однако в результате было повреждено только 13 танков, потому что самолеты «Авакс» выходили на ложные цели, так как на деревянные макеты ставились специальные устройства, которые имитировали танки.  Фактически цели воздушной кампании не были достигнуты, но благодаря психологическому воздействию на лидера Югославии Милошевича, которому пообещали личную неприкосновенность, а впоследствии это обещание нарушили, цель все-таки была достигнута).

Таким образом, иногда методы информационно-технического воздействия проводятся в комплексе с методами информационно-психологического противоборства.

В каких сферах жизнедеятельности проводятся информационные войны?

Можно выделить 4 основные сферы: политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная.

Примеры проведения информационных войн в каждой из этих сфер:

В военной сфере - вооруженный конфликт на Кавказе в августе 2008 года, 14 августа телеканал Евроньюс показывает телезрителям европейских стран и России кадры разрушенного Цхинвала после бомбардировок грузинской авиацией. Однако в титрах сообщается, что это город Горе, который якобы уничтожен после бомбардировок России. Наиболее характерный пример информационной войны – подмена фактов. Таких примеров в ходе этого вооруженного конфликта было очень много.

В финансово-экономической сфере –  борьба доллара с другими международными валютами, которая наиболее активно развивается в последнее время. Задача – сохранить доллар в качестве главной мировой валюты, который ничем не подкреплен, и заставить валюты других стран снизить свою покупательную способность. Если рассматривать в этом контексте события на Ближнем Востоке, то, конечно, в рамках информационной войны, это удар, прежде всего, по Европе, потому что из Ливии только 300 тысяч беженцев устремилось на Запад, а из Туниса около 500 тысяч человек. Попадая в страны Европейского Союза, беженцы сразу получают определенные социальные гарантии, карточки, деньги для этих полутора миллионов человек не предусмотрены. Таким образом наносится колоссальный удар по экономикам трех стран: Франции, Германии и Италии (страны, куда активно направляются беженцы). Не случайно итальянское руководство обратилось к руководству ЕС с призывом о помощи, потому как поток беженцев хлынул именно на территорию Италии. Это и есть особый прием информационной войны.

В дипломатической сфере - пример острого политического противоборства – великолепные действия нашего представителя в ООН Чуркина Виталия в ходе событий в августе 2008 года, где он блестяще провел операцию и, с моей точки зрения, выиграл.

В политической сфере мне бы хотелось отметить выборы. Этой теме посвящена моя книга «Информационная война и выборы». Все, что происходило на территории Украины, Грузии и ряда других республик в начале XXI века, с моей точки зрения, были не способы легитимного выражения воли народа, а проведение специальных информационно-наступательных операций с целью приведения к власти сил, действующих в интересах «заокеанских спонсоров».

Информационная война может проводиться в узком или широком диапазонах. В узком диапазоне означает то, что война проводится в одной из сфер: военной, политической, финансово-экономической или дипломатической. А в широком понимании – когда она проводится во всем диапазоне 4 главных основных сфер деятельности, а также в других, например, в инновационной сфере (когда из России производится вывоз интеллектуального капитала – «выкачка мозгов». Самые лучшие специалисты, ученые из России уезжают за границу и работают в Силиконовой долине или в Шанхае (там сейчас около 30 тысяч российских специалистов), где получают 3-5 тысяч долларов в месяц в то время, как в собственной—стране им предлагают менее одной тысячи).

Эволюция понятия «информационная война»

В чем принципиальная разница информационных войн от Трои (около 3000 лет назад) до господина Ассанжа, который использовал новый элемент ведения информационной войны XXI века с помощью не только сети интернет, но и других информационных технологий. Хотелось бы обратить внимание, что содержание (контент) практически не изменились: слухи, дезинформация, искажение фактов – все это присутствует. Но способы доведения информации кардинально отличаются. На сегодняшний день создана глобальная информационная среда, так, в Китае зарегистрировано около 468 млн пользователей сети интернет, в России  - около 50 млн пользователей. Практически за долю секунды информация любого содержания, как положительного, так и отрицательного появляется в этом глобальном поле. Возникает вопрос, как на эту информацию реагировать, как с ней обращаться, чтобы защитить свои национальные интересы?

Как обезопасить себя от информационного воздействия?

Здесь необходимо упомянуть Александра Невского – великого русского князя, гения информационной войны. Он провозгласил, на мой взгляд, великолепную формулу ведения информационной войны: кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

В информационной войне мы должны иметь четкий щит – это Федеральное законодательство, Доктрина об информационной безопасности, защита собственного информационного пространства правовыми, организационными и техническими средствами. Но одновременно должен быть и острый меч, который бы поражал нашего противника. Информационная война – это борьба двух щитов и двух мечей.  В нашей стране должен быть крепкий щит и острый информационный меч, а между ними должно быть пространство интеллекта – анализ. Это три составные части информационной войны – воздействие, анализ и противодействие.

Россия и мировые информационные войны

Грядет глобализация информационного пространства, усиление информационных войн, которые, с моей точки зрения, уже давно стали главным фактором мировой политики. Россия должна предпринимать активные усилия, для того чтобы укрепить свой информационный щит. С сожалением отмечу, что наш щит в два раза слабее, чем американский. В России гораздо более либеральные взгляды на СМИ – это с одной стороны хорошо, но с другой стороны активность ведения информационной войны в последние десятилетия нам не дает основания действовать в более мягком режиме, чем США. Наша задача – использовать американский опыт. С точки зрения меча американцы имеют глобальное телевидение (CNN), которое дает возможность воздействовать на любую точку мира. Мы правильно приняли решение в 2005 году, создав спутниковый телеканал Russia Today, но он  уступает по объему вещания, воздействия на аудиторию и т.д. Задача нашего руководства - максимально уделять этому внимание, усиливать финансирование, поддерживать инициативу для того, чтобы противодействовать информационным нападениям, защищая глобальные интересы России.

Завершая лекцию, я хотел бы пожелать читателям, зрителям «Аргументов и фактов» обратить внимание на информационную войну, понять ее сущность и содержание, чтобы сформировать свои собственные выводы, глядя на существующую реальность.

Желаю успеха в личном самосовершенствовании!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах