Бумага от имени Родины потребовала от воина перейти на сторону Германии, где ему предлагала влиться в состав Русской Освободительной Армии.
«Сталин, капут!»
Пропуск, якобы, давал все шансы не быть при переходе линии фронта застреленным немецкими солдатами. Переходить на сторону врага, впрочем, можно было и без пропуска. От перебежчика требовалось лишь поднять руки кверху и крикнуть «Сталин капут!» или «Штыки в землю!».
Подобные пропуска стали одним из средств пополнения воинского контингента Русской Освободительной Армии или РОА. РОА была создана 27 декабря 1942 года. По своей сути, она была заявлена как воинское формирование, создаваемое для «освобождения России от коммунизма». Армия собиралась, преимущественно, из советских военнопленных и белоэмигрантов. Возглавил ее, плененный в июле 1942 года бывший командующий 2-й Ударной армии генерал Андрей Власов.
Закрутки-агитки
Основной путь листовок до своего читателя лежал через разбрасывание из самолетов. Известны случаи, когда немецкие агитки попадали на советские позиции с помощью выстрелов из помповых пушек. Чтобы привлечь рядового красноармейца, листовки делали на папиросной бумаге. Закручивая из данного «произведения искусства» самокрутку, боец, хотя бы ради интереса, непременно посмотрит на то, что на будущей папиросной оболочке написано.
Для обмана комиссаров и политработников, запрещавших, под страхом расстрела, поднимать немецкие посылки с земли, авторы помещали на одной стороне послания полезную для бойца информацию. Известен пример листовки, разбросанной над позициями советских войск на Севере в ноябре 1943 года. На первой стороне листовки напечатана памятка «Как охранить себя от обморожения». Именно эту сторону, в случае чего, боец мог предъявить интересующимся «особистам». Посмотрев ее, комиссары могли не обратить внимания на вторую, пропагандистскую сторону, рассказывающую о том, что от обморожений солдаты могут спастись лишь после перехода через линию фронта. Для конспирации, агитационная сторона листовки публиковалась тем же шрифтом, что и памятка.
Победив в мае 1945 года, фашистскую Германию, советский солдат отправил все образцы вражеской агитации на свалку истории. Кстати, именно на свалке, попавший в музей образец, был найден двумя учениками 34-й архангельской школы.