Правда, в это число входят не только оседлые и перелетные птицы, но и так называемые «пролетные» - те, которые останавливаются здесь на кратковременный отдых во время долгих перелетов.
«Зуи» сельца Михайловского
Визитная карточка легендарного Изборска - это не только Словенские ключи, но и лебеди, облюбовавшие просторы Городищенского озера. А в музее-заповеднике Пушкина «Михайловское» гордятся колонией серых цапель, облюбовавших здешние окрестности. Потому что колония этих редких и очень красивых птиц – одна из крупнейших на всем Северо-Западе России. Более того, именно им Михайловское обязано своим первым названием. Дело в том, что в допушкинские времена эта деревня называлась Зуево – от слова «зуя», то есть, «цапля».
- Обычно серые цапли прилетают к нам в марте. Не стала исключением и эта весна – птицы уже вернулись на родину и сейчас обустраиваются, чинят гнезда, - рассказала пресс-атташе музея-заповедника Лидия Токарева. – Сколько их вернулось, пока сложно сказать. Но каждое лето за ними ведут наблюдения юные экологи из Пскова и районов области, так что через несколько месяцев, думаю, мы сможем узнать относительно точное количество этих птиц в лесах и парках Михайловского.
…В государственном природном заповеднике «Полистовский» и его окрестностях обитает около двухсот видов птиц, в том числе 14 – «краснокнижных». Это беркут, скопа, черный аист, золотистая ржанка, орлан-белохвост, чернозобая гагара, белая куропатка, несколько разновидностей кроншнепов и другие.
Одно время большой кроншнеп даже был официальным символом «Полистовского». Потому что на его болотах уже много лет обитает самая крупная в Европе популяция этих длинноклювых птичек.
В поисках белой куропатки
- Несколько лет назад мы уделили самое пристальное внимание среднерусской белой куропатке. Понимаете, еще в 80-е годы прошлого столетия она считалась самым обыкновенным видом, на этих птиц можно было даже охотиться. Сейчас же среднерусская белая куропатка стала встречаться настолько редко, что под вопросом даже ее нахождение во многих прежних местах обитания, - поделилась старший научный сотрудник природного заповедника Светлана Игошева.
Вот и сотрудники «Полистовского» не были уверены, что на «их» землях осталась хотя бы одна такая птица. Чтобы прояснить этот вопрос, в 2013 году они предприняли несколько экспедиций вглубь полистовских болот. И научные путешествия увенчались успехом – их участникам, в числе которых, к слову, была и наша собеседница, удалось сфотографировать несколько небольших стаек белых куропаток.
…Орнитолог Андрей Голощапов вместе со своими родными переехал в нашу область лет 20 назад из Казахстана. Он признается, что после Алма-Аты и ее окрестностей «пернатый мир» Псковщины показался ему достаточно бедным.
Возможно, желание его разнообразить и стало одной из причин, по которой Голощаповы основали на новой родине в Пушкиногорском районе орнитологический питомник. Причем именно в их домашнем «зоопарке» появились первые псковские страусы.
Со временем орнитологический питомник разросся до настоящего экопарка, где можно увидеть и волка, и медведя, и лисиц, и забавных вьетнамских черных свинок. Но самую нежную любовь Голощапов, орнитолог не только по образованию, но и по призванию, по-прежнему питает к пернатым. А их у него сейчас в хозяйстве более ста видов.
Ловчая птица
Интересна история розового пеликана, который поселился у пушкиногорских орнитологов лет 8 назад. В тот день в доме Голощаповых раздался звонок из деревни Крупп Печорского района: мол, пришла к нам в деревню птица-пеликан, еду выпрашивает, видать, от стаи отбилась. Сердобольные печеряне накормили бедолагу свежей рыбой и заперли в сарае в ожидании приезда орнитологов.
- Летом с ним вообще никаких хлопот. Кормим его магазинной салакой да подлещиками, которых местные рыбаки приносят. Зимой только сложновато – ему ведь обязательно вода нужна. Вплоть до того, что свой «обед» он обязательно должен из воды выловить, иначе никак, - пояснил Андрей. – Плюс вода ему необходима для купания и поддержания чистоты. Так что на зиму мы забираем его с улицы в помещение и обеспечиваем там водным пространством, насколько возможно.
К слову, характер у этого обитателя пушкиногорского экопарка - средней паршивости. Излишней агрессии не проявляет, но и не любит, когда его трогают руками.
- Это потому, что пеликан попал к нам из дикой природы уже взрослым, - утверждает его владелец. – Тогда как его ближайшие родственники бакланы еще в Древнем Египте отлично приручались и считались почти домашними животными. Их использовали (да и сейчас используют кое-где в Азии) в качестве ловчих птиц.
Как же рыбакам удавалось убедить хищную птицу не съедать добычу? Оказывается, на шею птицы надевали тонкое кольцо. Дышать, пить и летать оно позволяло, а вот проглотить крупную рыбешку – никак.
Рыбак выпускал баклана из лодки, и тот, немного отплыв, нырял за рыбой. Если добыча была невелика, баклан беспрепятственно глотал ее, если же улов крупный – рыбак подзывал птицу и забирал рыбину, а взамен в качестве поощрения давал мелкую рыбешку. И через некоторое время баклан уже переставал пытаться заглотить крупную рыбу, сразу принося ее в клюве хозяину.
Интересно, обитающих в Псковской области бакланов (а их у нас немало) тоже можно обучить подобным трюкам?