Псковская область хоть и считается чуть ли не самой моноэтнической в России, но в то же время многонациональна, как и вся страна. Вот уже много лет в нашем регионе бок о бок с русскими и представителями разных других национальностей живут выходцы из Дагестана – республики, которая сама по себе является в России самой многонациональной. Так уж получилось, что многие из этих людей попали на Северо-Запад по распределению после институтов – ещё в те времена, когда государство старательно перемешивало этносы, чтоб создать новую наднациональную общность – советский народ. Народа такого уже нет и в помине, а псковские дагестанцы существуют.
Псковский менталитет
Шахбан Абдуллаев: Псковские дагестанцы официально зарегистрировали своё землячество ещё в 1993 году. Это было первое в регионе национальное общественное объединение, но просуществовало оно недолго. Годы были сами знаете какие, дополнительная общественная нагрузка тогда никому легко не давалась, да и властям было не до национальных меньшинств.
Светлана Проскурина, PSKOVAIF.RU: Так почему же год назад вы заново начали создавать землячество?
- Никакой такой насущной необходимости в этом как не было – так и нет. Многие из моих земляков живут в Псковской области более тридцати лет, нас всего не более 250 человек. Мы и так друг друга знаем. Но в последние годы изменилось отношение власти к представителям национальных меньшинств. С нами советуются, к нам прислушиваются. Значит, появился смысл объединяться, приобретать официальный статус, чтобы общаться с представителями власти на равных. Вот мы в прошлом году и создали своё землячество - в День независимости России 12 июня.
- Шахбан Авайевич, я так понимаю, что вы один из старейшин дагестанского землячества в Псковской области, раз вам было доверено его возглавить. Расскажите, как получилось, что судьба забросила вас так далеко от малой родины?
- Я приехал в 1983 году в Печоры по распределению после Донецкого института советской торговли уже будучи женатым на своей землячке. Сначала работал начальником торгового отдела в Печорском головном предприятии общественного питания, потом занялся предпринимательством. Оба моих сына, Абдулла и Рамиз, родились в Печорах. Старший сын помогает мне в бизнесе, а младший служит контрактником в Псковской дивизии…
- Так он у вас, получается, псковский десантник?
- Так точно! Кстати, я его только что женил…
- На псковичке?
- На дагестанке, которая родилась в Пскове.
- Значит, это была национальная свадьба?
- Не то, чтобы национальная… Мы же тут уже все наполовину обрусели. Так что национальных костюмов на свадьбе не было, только национальные блюда и танцы, и ещё музыканты из Дагестана.
- А что у дагестанцев принято готовить на праздник?
- Хинкал. Это те же пельмени, только нарезанные квадратиками или ромбиками из очень тоненького теста и с чесночной приправой. Они подаются с отдельно сваренным мясом. Ещё у нас на праздник готовят голубцы, которые мы называем «долма» и заворачиваем не в капустные, а в виноградные листья.
- Так что же это такое - дагестанская свадьба?
- Это надо видеть, так не расскажешь…
- Большая?
- Да ну, какая там «большая». По дагестанским меркам совсем маленькая – всего 230 человек гостей.
- Ну ничего себе. А смешанные браки у псковских дагестанцев бывают?
- А как же. Я же говорю: большинство из моих земляков приехали в Псковскую область ещё в советские времена. Например, по распределению из Махачкалинского мединститута. Многие учились в Великолукской сельхозакадемии и тоже остались здесь по распределению. У них уже давно псковский менталитет.
От благодарных земляков
- Вы у себя в семье на родном языке разговариваете?
- Конечно. Но дети между собой, конечно же, общаются на русском.
- Может, теперь, когда в Псковской области официально зарегистрировано дагестанское землячество, пора и национальную воскресную школу организовать?
- Школа – это для нас слишком сложно. И финансово, и организационно. Я знаю, что у армянской диаспоры есть такая школа, но у них и община такая большая, что с нашей не сравнить, и материальная поддержка от Армении имеется. Мы, я думаю, обойдёмся и без школы.
- Разве вам не грустно, что дети забывают национальные традиции?
- Ничего они не забывают, они интересуются своими корнями ещё больше, чем мы.
- Побороться за областные гранты не думали?
- Пока нет. Но в этом году мы своими силами отремонтировали обелиск Героя Советского Союза, нашего земляка Салихова Эседа Бабастановича, который установлен в деревне Заболотье Новосокольнического района на 70-летие его подвига. Каждый год 9 мая мы возлагаем к этому памятнику цветы от имени его благодарных земляков. А в остальном мы свою деятельность не выпячиваем, у нас у каждого и так работы хватает.
- А почему не выпячиваете? Как было бы здорово, если бы вы, например, организовали в Пскове День Дагестана! Угостили бы псковичей и долмой, и хинкалом, лезгинку бы нам станцевали…
- Без проблем! Но всё равно надо, чтобы местные власти нам помогли это всё организовать. Одним нам не справиться.
- Вы верующий человек? Если да, то как обходитесь без мечети?
Надо ещё к тому же учитывать, что мы живём в Псковской области, где более 90% населения – это русские православные люди. Конечно, государство обязано одинаково относиться к представителям всех религиозных конфессий. Но надо нам и с обществом договариваться. Объяснять, что молельная комната – это не страшно. Что люди будут туда ходить кто в галстуке, а кто без галстука, но не в чалмах и паранджах. Тут самое важное - никого не обидеть. Я надеюсь, что когда-нибудь русские люди сами построят в Пскове небольшую мечеть и с уважением подарят её своим мусульманским братьям.
- А стычки на национальной почве у вас с русскими бывают?
- Бывает кто-то с кем-то подерётся. А потом выясняется, что один из драчунов – из Дагестана. Кто-то начинает на этом акцентировать лишнее внимание. А мы считаем так: нарушил порядок – отвечай по закону, независимо от национальности. И стараемся со всеми дружить: и с русскими, и с украинцами, и с белорусами…
- Какие национальные праздники отмечаете на псковской земле?
- Конечно же, Курбан-байрам, Ураза-байрам. А ещё эбелцан – день первой борозды. Тот же Навруз-Байрам, что и азербайджанцы, но только мы его празднуем немного по-другому.
- А баранов кто вам к курбан-байраму поставляет? Сами разводите?
- Нет, животноводов среди нас нет. Баранов нам выращивают русские. Мы у них постоянные клиенты, поэтому они ждут наших праздников с ещё большим нетерпением, чем мы.
- А когда дагенстанцы снова начнут приезжать на псковский базар со своими фруктами? Мы очень надеемся на них в деле импортозамещения! Кстати, в моём детстве в Пскове об эту пору шумел восточный базар. А потом все южные торговцы куда-то подевались…
- Сами знаете, куда они подевались. Политика была такая: в чести бананы и польские яблоки. Кизлярские и дербентские коньяки у псковичей очень ценятся. Теперь и про дагестанский виноград пора вспомнить. А куда деваться – эмбарго!
- Расскажите о самых известных псковских дагестанцах.
- Самым известным был Рамазан Гаджиевич Рамазанов – ныне покойный директор Псковской птицефабрики. А сегодня среди моих земляков особенно много врачей. Даже главных врачей. Например, Стругокрасненской ЦРБ руководит Буба Алисултанович Асадов, Бежаницкой – Аслан Магомедович Адамов. Мой земляк и друг АБАКАР МАГОМЕДОВИЧ КАМАЛОВ много лет возглавлял интернат для престарелых в Лаврах. А сейчас его сын Магомед Абакарович Камалов заведует Таракальным отделением областной больницы. В областном кожвендиспансере работает Зайирбек Казиевич Адиев. Магомед Басирович Каибов работает директором псковской областной ветеринарной лаборатории. В Печорах заведует хирургическим отделением Нариман Каибханович Сайидахмедов …
- Ещё кто из псковских дагестанцев в чём прославился?
- Думаю, хватит и тех фамилий, которые я перечислил. Иначе мы это список займёт в вашей газете слишком много места.
- Да и то правда, спасибо нужно сказать вашим землякам уже хотя бы за то, что они нас лечат. Хорошее дело!