Примерное время чтения: 7 минут
175

Заводной комсорг. Бывший секретарь обкома - о религии и директивах сверху

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Псков 29/10/2013

Мокли в нечернозёмной грязи, мёрзли на БАМе, стирали в кровь руки на олимпийских объектах в Москве. А их матери и отцы разве не поднимали целину, не восстанавливали страну после войны? Они пахали до седьмого пота. Может, потому и проблемы с сегодняшней молодёжью оттого, что нет у них в этой жизни главного - работы? Как нет и единой организации с единой идеей… И думают они только об одном - взять от жизни побольше.  Елена ИВАНОВА, одна из последних секретарей Псковского обкома комсомола, делится мыслями о дне сегодняшнем и о  советском времени, которым многие недовольны. Тем более есть повод вспомнить юность в 95-й день рождения ВЛКСМ.

- Комсомол… Всё же что это было?

- Совершенно искренне говорю, что более уникальной молодёжной организации нет и вряд ли будет. Это творческая, созидательная структура. Ведь в неё входили как 14-летние подростки, так и зрелые взрослые люди. Было кому учиться и было у кого учиться. Поверьте, группами в комсомол не загоняли! Для того чтобы вступить, ребята изучали историю комсомола, традиции. Да, они должны были знать устав организации - а как иначе? Нужно знать, по каким правилам предстоит жить. Благодаря тому, что подросток изучал историю комсомола, он знакомился и с историей страны, города, деревни. Что же здесь плохого? Если к работе относиться формально, то какие-то недостатки и появлялись.

- Что имеете в виду?

- Формализм, заорганизованность - к слову, в деятельности современных структур они даже ярче просматриваются. Но в комсомоле кислорода было больше. Мы делали - и нам было позволено делать - то, что хотели. Хотели организовать соревнование комсомольско-молодёжных бригад - принимали решение. У нас были свои деньги за счёт комсомольских взносов, сверх того мы зарабатывали на стройках, в колхозах копали картошку, выступали агитбригады. Покупали призы, подарки, организовывали коллективные поездки, устраивали слёты животноводов, механизаторов. Профсоюзы подключались. Свою работу мы планировали сами, за нас никто ничего не решал. Общие директивы, конечно, были - столько-то собраний, столько-то пленумов. Но демократии, в общем, было достаточно.

Перестройку придумали в столице

- Вы возглавили обком на самом пике перестройки - в середине 80-х. В Пскове новые веяния чувствовались?

- Перестройку придумали в столице. И проверяющих, которые к нам приезжали и карандашиком делали пометочки, я спрашивала: в чём мы должны перестроиться? Мне отвечали: с неформальными организациями надо налаживать контакты, молодёжь приобщать... Мы всегда работали, мы всегда приобщали. У нас такой проблемы не было. Говорили обо всём. Иной раз, правда, очень мешали негласные требования. Например, секретари комсомольских организаций обязательно должны были состоять в КПСС. Это означало, что талантливый организатор и прекрасный человек не имел возможности стать комсоргом, не будучи коммунистом. Но и это требование можно было обойти - допускалось, чтобы хоть небольшая часть руководителей была 100-процентными комсомольцами.

- Антиалкогольная кампании тоже ведь в Москве зародилась...

- Люди здравомыслящие и тогда понимали, что это профанация. Но мы должны были выполнять директивы. Проблема борьбы с пьянством, конечно, всегда стояла остро, но нельзя же её на самом деле решить благодаря принудительному вступлению в общество трезвости! Кстати, такая первичка была создана и у нас в обкоме, несмотря на абсурдность инициативы. Со временем директива эта как появилась, так и сошла на нет. В Псковской области, к счастью, виноградников не вырубали, как на юге, и яблоневые сады остались на месте. Но свадьбы, на которых якобы чай в кружках ложечками помешивали, случались.

Отсутствие идеологии - огромный минус

- Обычно вспоминают целину, ДнепроГЭС, БАМ... А в Псковской области нечто подобное было?

- Разумеется. В 80-е годы в Порховском районе возводили свинофабрику, которая до сих пор работает. На эту стройку приезжали не только наши - всесоюзные стройотряды. Кстати, руководители нам всегда помогали. Нынешняя молодёжь, к слову, тоже прислушивается к старшим. Правда, не всегда обращается, и не всегда старшие находят возможность и время уделить им внимание. Часто старики брюзжат: дескать, не та молодёжь пошла... Да нет, молодёжь правильная, только с ней работать надо. Современные юноши и девушки более информированны, технически подготовлены и развиты, чем мы в своё время, это правда. Но отсутствие единой идеологии - а этот факт многие преподносят как несомненный плюс - мне наоборот кажется огромным минусом.

- Не жалеете, что большая часть вашей жизни связана с комсомолом?

- Нисколько! И если бы жизнь повторить сначала, я бы всё сделала точно так же: поступила бы в ВКШ, занималась бы комсомольской работой. И знаете почему? Потому что человек живёт для других. Это главное. На мой взгляд, созидательной, полезной работы в комсомоле было многократно больше, чем просчётов. У нас - тех, кого теперь принято называть функционерами, не было ни одного выходного дня. Потому что все собрания и мероприятия мы проводили во внерабочее время - по вечерам, в выходные и праздничные дни. Для людей это был праздник, для нас - работа. Мы часто готовили межшкольные вечера, ученики на них знакомились, ребята из разных школ знали своих сверстников из других учебных заведений. Сейчас почему-то учителям для старшеклассников проще заказать какой-нибудь клуб...

К молодёжной политике ещё вернутся

- И всё-таки: за какие-то свои действия бывало стыдно?

- За перекосы в религиозной политике. Когда в церковь не пускали. За посещение храма, крестины исключали из комсомола, такие случаи были. С высоты прошедших лет считаю, что это было неправильно. Каждый свободный человек вправе придерживаться своей веры. Сейчас всё по-другому. А тогда... Нашу псковскую организацию должны были заслушать в Москве. Перед этим в области работала бригада из ЦК комсомола, которая готовила этот вопрос. До секретариата, правда, мы по каким-то причинам не дошли, но докладную записку о «не совсем хорошей работе» по атеистическому воспитанию молодёжи проверяющие всё-таки составили.

- С удивлением узнала, что в Псковской области сейчас  несколько десятков молодёжных организаций. Широкому кругу они не столь известны. Может быть, лучше иметь одну, но чтоб «гремела» - как комсомол в своё время?

- Они сами себя не рекламируют, это не совсем правильно. Нет ни странички в газете, ни передачи. А ведь в Псковской области когда-то выходила газета «Молодой ленинец» - орган обкома комсомола. Ладно, нет единой объединяющей организации, но существует государственный комитет по молодёжной политике! Комитет и должен выступить единым кулаком. Правда, 3-4 человек явно недостаточно. Штат обкома комсомола в своё время составлял 60 человек, в каждом районе ещё человек 10 работали. Мне кажется, что рано или поздно к работе с молодёжью в нашем государстве всё-таки вернутся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах