Примерное время чтения: 11 минут
264

Пациент скорее жив. Как псковское гостеприимство побеждает пандемию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Псков 06/10/2021
Туристы любят бывать в Псковской области
Туристы любят бывать в Псковской области / Андрей Степанов / АиФ

Полтора года назад представители туриндустрии Псковской области с пессимизмом смотрели в будущее. Тогда, весной-летом 2020 года, казалось, что на туротрасли можно ставить жирный крест: сидим дома, не высовываемся. Однако заградительные меры смягчились и люди начали путешествовать, внезапно осознав, насколько широка страна наша родная. Воспрял духом и псковский турбизнес. Хотя без потерь все же не обошлось. О поводах для оптимизма, о восполнимости утраченного, а также о мечтах и ожиданиях «АиФ-Псков» рассказали представители туристического сообщества региона.

Врассыпную

Пандемия, конечно, не лучшим образом сказалась на статистике. По официальным данным в 2020 году Псковскую область посетило всего 257 тысяч человек. Правда, в 2021-м ситуация получше: год еще далек от завершения, а в регионе уже побывало 200 тысяч туристов. Однако есть большое утешительное «но». Официальная статистика учитывает только тех, кто провел в области более 24 часов и поселился в гостиницах. Значит, реально туристов в разы больше. И эксперты это подтверждают, указывая на несколько факторов.

Во-первых, в условиях пандемии стало гораздо больше индивидуальных путешественников, которые предпочитают передвигаться на собственных авто, а останавливаться не в гостиницах, а в квартирах или апартаментах, используя для этого популярные сервисы: например, Booking.

«Люди ушли от организованных экскурсий, в основном наш регион посещают индивидуалы и туристы на машинах, - рассказывает и. о. председателя комитета по туризму Псковской области Марина Егорова. - Так что эти туристы «врассыпную» и делают «серую», невидимую официальной статистике, часть турпотока».

«Если открыть крупнейшую систему бронирования, то там отелей в Пскове обнаружится порядка 40-50, а вот других средств размещения будут сотни. Так что поток вырос, но прошел неучтенным. Невозможно встать в Псковском кремле и сфотографировать каждого, кто вошел. Да это уже и не туристы будут, а экскурсанты», - отмечает директор ООО «Континент-тур», председатель Псковского областного союза туриндустрии Светлана Баранова.

Фото: Андрей Степанов

В 2021 году несколько месяцев подряд действовало ограничение, по которому гостиницы не имели права селить гостей без сертификата о привики от ковида или без отрицательного ПЦР-теста, напоминает она. Это стало дополнительным фактором для выбора туристами не отелей, а квартир и апартаментов: их хозяева были менее привередливыми.

Поэтому, справедливо отмечает Светлана Баранова, введенная по инициативе Роспотребнадзора мера, обязывающая гостиницы требовать подтверждение здоровья постояльцев, едва ли достигла должного эффекта: туристы без теста или сертификата предпочли или приехать на один день или выбрать для заселения частные квартиры.

Один из самых популярных четырехзведочных отелей Пскова Old Estate в пик сезона был загружен только на 75%. «А мог быть и больше. Ведь гости не остались сидеть дома, они поехали, но ушли в частный сектор, где мы не можем гарантировать соблюдение всех норм безопасности. При этом, если отели платят отчисления в бюджет, то далеко не все частники работают официально», - обращает внимание председатель общественного совета при комитете по туризму Псковской области, генеральный директор ООО «Старые кварталы» Елена Селецкая.

Однако даже ограничительные меры не сильно помешали загрузке гостиниц, а после отмены требования о предоставлении сертификатов ситуация, кажется, и вовсе наладилась.

«За три летних месяца по региону по коллективным средствам размещения загрузка составила 50%. Но если брать точечно, то отдельные средства размещения имели загрузку и 90-100%», - указывает на положительную тенденцию Марина Егорова.

Более того, по данным регионального комитета по туризму, динамика бронирования на сентябрь оказалась выше на 40%, чем в том же месяце годом ранее.

«У нас с загрузкой не все так было плохо, даже когда ввели новые требования по вакцинации и ПЦРам. Сперва было много отказов от бронирования, первые дни просели, но потом картина восстановились. Кто хотел приехать - приехал, - подтверждает исполнительный директор отеля «Имение Алтунъ» Андрей Петров. - Мы провели пару акций, например, выдали нашим гостям купоны на суммы, которые они затратили на ПЦР. Их можно будет использовать при новом бронировании».

Сравнивать объемы турпотока с доковидным 2019 годом эксперты пока не торопятся: впереди еще несколько активных месяцев.

Классика жанра

Пять минут серфинга по сети или по социальным сетям вполне достаточно, чтобы понять: псковские туроператоры существенно увеличили объем предложений для гостей региона. Есть все, не хвататает разве что космического туризма со стартом с территории Псковской области.

«Спросом пользовались хутора и фермы, люди интересовались сплавами по рекам, треками по долинам, велоэкскурсиями», - делится наблюдениями Марина Егорова.

«В пандемии есть и свои плюсы. Мы, и я в том числе, открыла для себя много нового в нашем регионе. Например, «Луки Парк» в Великих Луках — прекрасное место, где можно провести время всей семьей. Монумент в Самолве — еще одна точка притяжения, которая привлечет туристов. Мосты в Острове никого не оставляют равнодушным», - отметила она лишь только несколько новых точек на туркарте региона.

Фото: Андрей Степанов

Однако классический, еще с советских времен, четырехугольник Псков - Михайловское - Печоры - Изборск по-прежнему привлекает туристов.

«Я, если честно, не особо вижу, чтобы люди были готовы полностью изменить свой традиционный стереотип относительно нашего региона, как места для культурно-познавательного туризма, - говорит Светлана Баранова. - Да, приезжают люди, которые уже бывали у нас. Приезжают снова, но чтобы покататься на сапбордах, велосипедах. Однако от классического псковского четырехугольника мы никуда не денемся».

«Музей-заповедник «Михайловское» действительно посещают чаще те, кто приехал впервые. Постоянные гости региона — постояльцы «Имения АлтунЪ» - отправляются на сырные фермы, занимаются больше гастротуризмом», - соглашается Андрей Петров.

Все большую популярность у туристов приобретает микс из хорошего проверенного старого с приправой новизны.

«У нас есть группа, которая пять раз приезжала. Они всегда берут что-то стандартное и туда добавляют что-то новое. Например, они приезжали на цветение люпиновых полей. Люди ищут интересных развлечений. Мы несколько раз вставляли в программу концерт органной музыки в Печорах», - рассказывает менеджер отдела приема ООО «Дива» Анастасия Михайлова.

Искушенные заграницей гости стимулируют местный бизнес к появлению новых туристических предложений. Более того, порой в Псковскую область новации приходят из-за ее пределов.

«По Псковскому и Печорскому району проложили маршрут в 112 километров для пеших прогулок, наполнив его интереснейшим содержанием, - говорит Светлана Баранова. - Это питерские ребята, которые подобными маршрутами ходили в Европе. Влюбились в Псковскую область, приехали - и проложили маршрут здесь».

Правда, проблемой для таких треков пока остается вопрос ночевки. Однако ниша быстро заполняется.

«Сельские объекты, которые у нас появляются, выше всяких похвал. Мы не перестаем ими удивлять, кто бы к нам не приезжал. У нас заслуженный и хороший костяк: «Изборский страус», «Малиновая ферма», «Хлебный хутор». А меня полностью сразил Палкинский район, я счастлива, что побывала в этом удивительном яблоневом саду, да еще и в самый пик, когда заканчивались летние яблоки — это просто нечто невероятное», - рассказывает Светлана Баранова.

Пандемия коронавируса, кажется, вызвала повышенный интерес к туризму с солидной толикой ЗОЖа. Экскурсовод, заместитель директора ООО «Глобал Тревел» Александр Сергеев за лето 2021 года переводил по водоемам Псковской области такое количество групп на сапбордах, что хватило бы потопить еще раз всю Испанскую армаду, возникни вдруг она в наших водах.

Фото: Андрей Степанов

Еще одна фишка — велосипедные маршруты. Один из них - Волышово - Княжьи Горки - Вышгородок в Порховском районе — составляет 75 километров. «Маршрут проработан таким образом, чтобы люди не только педали крутили, но и знакомились с достопримечательностями, любовались природой», - рассказывает Александр Сергеев.

География животворящего кэшбэка

Основной поток туристов приезжают в Псковскую область из Москвы и Санкт-Петербурга. На это пандемия повлиять не в силах. Но есть гости из Тулы, Подольска (эксперты отмечают всплеск интереса к Пскову жителей именно этих городов) и даже из Краснодарского и Хабаровского краев.

«Для двух столиц мы очень удобно расположены, - говорит Светлана Баранова. - Ночь в поезде, удобный комфортный авиаперелет, не более чем 400 километров за рулем. А вот, например, Ханты-Мансийску или Тюмени надо доказывать, что до них недалеко».

Эксперты подтверждают, что внутренний туризм эффективно подстегнула программа туристического кэшбэка. От пессимизма в первые месяцы его работы, которые демонстрировали многие из них, не осталось и следа. Кроме того, признают они, программа стимулировала апргрейд сайтов туроператоров, заведя на них целый ряд цифровых сервисов.

По данным Росстуризма, Псковская область - один из немногих регионов, который активно принимал участие в программе кэшбэка в рамках культурно-познавательного туризма.

«Программа действительно привлекла большой поток туристов в нашу область, - считает Елена Селецкая. - На первом этапе не все имели сайты с возможностью онлайн-оплаты и туристам было непросто в межсезонье планировать свои отпуска. Но ко второму этапу туротрасль области оказалась уже готова и бронирование пошло активно».

«Программа решила сразу ряд задач, - резюмирует Светлана Баранова. - С одной стороны, популяризация внутреннего туризма. 20% возврата расходов - это ощутимые деньги. С другой - привлечение людей к карте «МИР», к которой мы до этого относились очень скептически. С третьей - программа заставила автоматизироваться весь туристический рынок. Ну, и что касается нас, турфирм, то мы получили финансовую подпитку».

Псковские представители туротрасли отмечают, что действие программы кэшбэка захватило и ранее менее активные для туристов месяцы, расширив рамки горячего турсезона. В Псковской области, например, благодаря такому шагу наплыв туристов ждут с октября по декабрь. Пик придется на октябрь: уже сейчас отели фиксируют почти стопроцентную бронь, в том числе и в будние дни.

Откройте границу

Несмотря на поводы для оптимизма, большинство представителей туротрасли отмечают, что пандемия нанесла по этой сфере в Псковской области весьма чувствительный удар.

Во-первых, речь идет о значительных кадровых потерях: в 2020 году туристические компании покинуло много сотрудников. А вот с новыми кадрами пока дело обстоит не просто.

Во-вторых, до пандемии коронавируса значительную часть турпотока в Псковскую область составляли гости из Европейского Союза, прежде всего, Эстонии и Латвии. Закрытые границы почти полностью перекрыли этот полноводный ручей платежеспособных европейских клиентов. Это же касается и взаимных передвижений между Россией и Белоруссией: автомобильная граница закрыта, а пользоваться железнодорожными и авиамаршрутами псковичам неудобно.

«Международные туристические организации заявляют, что ситуация раньше 2025 года не изменится. Еще тяжело и трудно. Все потеряли кадры, всем пришлось урезаться. Перестройка работы не завершена. Спасибо, что государство помогает и не мешает», - говорит Александр Сергеев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах