«Завтра семь уроков. Послезавтра тоже, - сокрушалась Лилия Владимировна, когда редактор «АиФ – Псков» договаривалась с ней о встрече. Давайте все-таки завтра, правда, у меня сначала встреча с родителями, но, думаю, не задержусь».
На следующий день в кабинете литературы: «Пожалуйста, проходите, давайте посмотрим, что у нас, как ваша фамилия?». «Лилия Владимировна, я из газеты». – «Ох, я подумала, что вы мама».
Мест нет
Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Слышала, пока вы разговаривали с родителями, ваши подбадривающие слова и призывы работать вместе. Родителей тоже приходится воспитывать?
- Есть же слабенькие ученики, которым нелегко учеба дается, да и не особо им хочется грызть гранит науки – лучше в крестики-нолики играть. А мамы эти просто молодцы – приходят, беседуем, решаем, что делать.
- Вы в этой школе ведь давно работаете?
- 11 января исполнится ровно 46 лет. Институт я окончила в 1973 году, а раз муж военнослужащий, у меня было свободное распределение. Но все равно я очень хотела работать в школе, это же мое призвание, и в институт педагогический именно потому пошла учиться. Но мест, увы, не было в Пскове. Обратилась в гороно, обещали поставить на очередь. Через неделю звонок – есть временное место в 19-й школе. Учителя не будет три месяца. Дали мне три пятых класса. И хоть я человек временный, на уроки ко мне директор и завучи ходили постоянно – вот такой был контроль. И знаете, я им понравилась, вызвало начальство и сокрушалось, что не может меня взять. И тут вскоре освободилось «декретное» место в 15-й школе, так тогда назывался наш гуманитарный лицей.
- Лилия Владимировна, и все 46 лет на одном месте? Что же так держит?
- Это же то, чем я занимаюсь. Летом, в конце учебного года, чувствую усталость, радуюсь будущему отпуску, свободе. А потом начинаю скучать, конечно, не такие обостренные чувства испытываю, как раньше, но все же… Нет, школа меня не отпускает. И есть еще одна причина – мои девятиклассники, которых я веду с пятого класса, - они пошли сюда за мной.
- Да-да! Знаю, что на Першину Лилию Владимировну «идут»!
- В классе к тому же несколько родителей – тоже мои ученики, которые просят довести ребят до выпуска. Вот такое чувство ответственности. Если уйду, стыдно будет, что не оправдала их надежд.
- Учителя жалуются, что нынешним детям ничего, абсолютно ничего не надо. Потому что они другие…
- Многие мне задают подобный вопрос: они такие, как, например, предыдущее поколение? Конечно, они другие. Раньше дети такой интерес к знаниям проявляли, такое необыкновенное желание учиться. С удовольствием оставались после уроков поговорить о литературных героях, например. Сейчас подобное наблюдаю у единиц, да и то они более спокойны в своих желаниях. Хорошие ученики есть. У нас ведь не избранные учатся, как многие думают, а обычные дети.
И 100-балльники
- А как работается литератору с нечитающим поколением?
- Не скажу, что совсем не читают. Сейчас в 8 классе изучаем Жития святых. «Сергия Радонежского» читали.
- А с «Войной и миром» что делать?
- Приходится ухитряться, какие-то важные сцены в классе вслух читать, важные моменты проговаривать, чтобы усвоили материал.
- Вы учитель русского языка и литературы. Вам как предметнику что ближе?
- Не мои слова, а Любови Петровны Ильиной, что я и русист, и литератор. Татьяна Борисовна Жукова, легендарный директор нашего лицея, много сделавшая, чтобы я состоялась как педагог, вот она литератор от Бога. Она ходила на мои уроки, разбирала, журила, хвалила. А после урока на область подошла и прилюдно расцеловала: «Да, теперь ты литератор, но русский знаешь лучше меня». Так что я и литератор и русист одинаково, у меня есть олимпиадники и там, и там.
- И 100-балльники?
- Всегда. С 2007 года, как ЕГЭ стал обязательным.
- Все 100-балльники занимаются с репетиторами!
- Нет, мои не занимаются. Хотя по-разному бывает, и надо заниматься иногда.
- Вас просят?
- Да! Но я беру в исключительных случаях. Если только обращаются близкие люди – у меня достаточно большая нагрузка в школе. Как-то попросили: на носу ЕГЭ, а ребенок не знает, как писать сочинение. Провела занятие. Вечером звонит его мама – все встало на свои места. Кстати, он 85 баллов получил на экзамене.
- А что делаете с гаджетами?
- Серьезная проблема, даже беда. И решать ее надо. Когда еще вела свой класс (они выпустились два года назад), вместе решили, что они будут складывать телефоны в подарочный пакет. И это был выход, учителя нарадоваться не могли: «Благодать-то какая!» Но это можно решить исключительно на добровольных началах, никакие нажимы не помогут, ведь дети такие ранимые и в то же время непримиримые.
- А что держит дисциплину в классе? Авторитет учителя?
- Я знаю, где нажать, где отпустить, где похвалить. Просто знаю, наверное, благодаря многолетнему опыту. Знаю то, чего не понимают родители в силу своей молодости.
- Но как его завоевать?
- Серьезно относиться к своим обязанностям. Не могу прийти на урок, если чего-то еще не найду новенькое. Вроде бы и знаний достаточно, но еще что-то найду – почитаю, как применить новые технологии. Ведь многое устаревает, формализма у нас достаточно с этими планами-конспектами.
Бывает же так: пришла, увидела глаза ребят, и урок пошел по-другому. Как-то руководство после одного урока по Гумилёву недоумевало: «Все прошло замечательно, но где цели урока, почему не озвучены». Отвечаю: «Но цели-то разве не достигнуты?» Бюрократизм и бумаги выворачивают всю душу. И я не говорю про тетради, сегодня домой три пачки брала – 90 штук, но здесь, понимаю, никуда не деться, обратная связь нужна.
Какие красавцы!
- И все-таки секрет формулы успеха – любовь! Ведь так?
- Как без любви? Иначе невозможно работать. Но здесь не только любовь, уважения добиваешься и поступками, и отношением к своему предмету, к работе и их результатами и победами.
- Вы не только заслуженный учитель и всевозможно почетный работник образования, вы еще и в списке лучших людей России!
- Ну, наград-то у меня много… Кстати, одна из первых - еще в 2007 году получила федеральный грант, даже в Москву ездил на съезд грантополучателей. Больше участвовать не стала, все-таки пусть молодежь пытается.
- А почему молодежь не идет работать в школу? Не найти общего языка с учениками, с родителями? Или?..
- Всё намного проще – низкая зарплата. Просто обидно, что за ту же работу в Москве и Петербурге учителя получают больше в разы. Вот они и остаются в столицах после окончания вузов.
- Вот эти розы вам принесли накануне Дня учителя?
- Нет, это Сережка Бабиев, уж не помню, какого года выпуска, но ему уже под 50, пришел со словами: «Даже не сомневался, что вы до сих пор работаете». У них был замечательный, очень сильный класс, где все учились именно с желанием. Своих, где была классным руководителем, всех помню. Они мне ближе. Вот мой последний выпускной класс, полюбуйтесь, какие красавцы - очень трепетно к ним отношусь.
И все-все в вузы поступили - и в наши, и в столичные, и в европейские. Вот Егор, забегал в свой день рождения, вот Аня Мазепа, моя олимпиадница, очень любила литературу, учится в Тарту. Так хотела со мной увидеться, что перехватила, когда я в салон красоты собиралась. Потом мы с ней в школу зашли, она – не хочу отсюда уходить. Потом в кафе отправились, чаю попили, и было никак не расстаться. Вот за такие моменты и работаешь.
- Этот класс доведёте?
- Буду стараться. Надо же до полустолетнего стажа доработать. (Смеется.)