Откуда берутся вандалы?
По мнению активиста «Сообщества защиты памятников Пскова» Натальи БЕЛЯЕВОЙ, ну не знают юные псковичи богатейшей истории края, отсюда вандализм, а потом вообще вырастают в таких «застройщиков» , которые в историческую часть города пихают свои новоделы. А так потихонечку через детей можно взрослых образовывать, родителей приобщать. Пока общественники директоров школ потихонечку опрашивают, мол, как они к этому отнесутся.
Ясность пыталась внести методист Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман, которую на Совет пригласили в качестве эксперта. Она рассказала, что еще в 1997 году был даже издан приказ управления образования об изучении краеведческих вопросов в школе. И она методичку выпустила «Псковский край в истории России». А потом – новые стандарты ввели, наступило время ЕГЭ, тут уж стало не до краеведения. Но сейчас вновь такая возможность имеется: 10 часов на проектную деятельность выделяется. И вот это дает возможность для введения нового предмета как раз за счет «проектной деятельности».
«Где-то ведется краеведение во внеурочной деятельности, есть факультативы, но системы нет, а только отдельные точки в отдельных школах», - заметила она и добавила, что если уж браться за краеведение, то начинать надо с принятия нормативного акта Управления образования региона.
«Не вижу необходимости изучать краеведение с 1 по 11 класс. Это большие затраты. Достаточно по 9 класс. Если мы привьем любовь к родному краю, то дальше дети сами будут этим заниматься», - уверена методист-историк.
Да и формы, считает она, нужны новые: квесты, ролевые игры.
Новая кафедра
Где готовить кадры? Читают же на истфаке ПсковГУ курс «История родного края»! Да и предметников: историков и географов можно на курсах при институте повышения квалификации учителей готовить. Вот в этом году 22 педагога лекции по краеведению слушали.
Псковский краевед Тамара ВЕРЕСОВА пошла дальше и предложила при ПсковГУ открыть кафедру истории родного края, такая, кстати, имелась при РГГУ. И при ней создать курсы экскурсоводов. «Такая богатейшая история у нас у нас и мы ничего не передаем детям», - сокрушалась краевед.
Коллеги этот момент смягчили, мол, университет кафедру финансово не потянет, а вот исследовательскую лабораторию – другое дело.
На том и порешили: директоров школ продолжать опрашивать, они сейчас как раз из отпусков выходят, продвигать идею создания исследовательской лаборатории и «плясать» от 10 часов регионального компонента.