Почему это происходит, а также что делать с этим явлением, «АиФ-Псков» расспросил логопеда с полувековым стажем, доцента кафедры дефектологии ПсковГУ Людмилу АДЕР.
Стрессы виноваты?
Лариса Малкова, PSKOV.AIF. RU- Людмила Борисовна, кто как не вы назовет причину того, что современные малыши начинают связно говорить позже, чем их мамы-папы в этом возрасте?
- Не только позже, но и хуже, чем их родители! Ведь мышление и язык связаны очень тесно! Сейчас 21 век, а их мамы-папы все-таки жили в 20 веке, когда экология была лучше, пища - качественнее, стрессы реже и так далее. Ведь у цивилизации есть свои издержки и ни для кого не секрет, что общее состояние беременных ухудшается, многие женщины находятся на сохранении и мозг будущего ребенка формируется в не совсем благоприятных для него условиях, что может сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
- И 30 лет назад не было такой потребности в логопедах. А сейчас их готовят в ПсковГУ и открыли даже Центр логопедии и дефектологии при вузе. Значит, есть необходимость в целой армии специалистов?
- Когда я приехала в Псков после окончания Ленинградского педагогического института имени Герцена, а это была середина 60-х, то в в штате гороно был только один школьный учитель-логопед на базе школы №3 и один детский сад №15 для детей с речевыми проблемами. Примерно в это время была открыта речевая школа в Порхове, в которой я проработала год. С открытием в Пскове средней школы №15 на ее базе стал функционировать логопедический пункт, который обслуживал всех городских детей, в котором я проработала 30 лет.
Затем открылась вспомогательная школа (школа VIII вида) и постепенно стали открываться в.Пскове дошкольные и школьные компенсирующие учреждения. Назрела необходимость в специалистах – дефектологах-логопедах и психологах.
В коррекционно-развивающей работе специалиста на первом месте находится профилактика, затем коррекция и компенсация.
«Он у нас не псих»
- Вы много лет возглавляли городскую психолого-медико-педагогическую комиссию. Родители соглашаются с рекомендациями?
- К сожалению, не всегда. Никогда специалисты комиссии не дают консультации, а затем рекомендации пока не увидят ребенка. Открывается дверь, заходит ребенок, и уже многие проблемы можно увидеть. Обращаем внимание на моторику (как общую, так и мелкую), наблюдаем за поведенческим аспектом, а если ребенок заговорил, уже можно определить, какие еще и речевые проблемы у ребенка имеются. Обязательно просматриваем участковую медицинскую карту. Очень важен анамнез ребенка было при рождении и дальнейшего его развития. Бывает, что к неврологу и психиатру родители не обращались. Почему? «Он у нас не псих! – отвечают. Время идет, а проблемы остаются и, более того, усугубляются. Родители должны помочь своему ребенку. А как? Поэтому при Центре логопедии и дефектологии как раз для этих целей и открыли «Школу заботливого родителя», где освещаем многие вопросы речевого, психологического и интеллектуального развития ребенка. Знание и активное участие родителей благоприятно скажется на развитии их малыша. Занятия называются «Мой особенный ребенок» и «Мой ребенок плохо говорит. Что делать?»
- И что делать?
- Систематически обращаться к врачам-специалистам и при необходимости – к дефектологам, логопедам, психологам. Своевременная диагностика, медицинское лечение и их помощь необходимы ребенку в дальнейшем его развитии. Вся наша дефектологическая, логопедическая, психологическая и коррекционно-развивающая работа должна проводиться в тесной связи с врачами. Ни в коем случае, родители не должны сравнивать ребенка с другими детьми. Все наши рекомендации направлены на пользу развития ребенка, а не в угоду родителям: «Предупредить, значит вооружить!». Только комплексная помощь с активным участием родителей поможет ребенку.
Не так страшно слово
- Слово «коррекция» пугает родителей!
- Зачастую родители считают, что для развития ребёнка достаточно, чтобы он был сыт, одет, обут. И не используют на все 100% потенциальные возможности ребенка. Необходимо вовремя ему оказать помощь, если возникают какие-либо проблемы в его развитии. В результате, многие дети, изначально имеющие проблемы, в последствие начинают даже опережать сверстников в развитии.
- Интересно, через ваши руки проходили воспитанники, которым была нужна коррекция и которые добились хороших результатов?
- Сколько угодно! И будущие медалисты, и победители городских олимпиад, и даже посол РФ…
- В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?
- Оптимальным считается возраст от 1 года до 3 лет. Если ребенок в этот период не говорит или говорит очень мало (а речевые проблемы сочетанные) - это первый признак того, что нужна помощь врачей-специалистов, дефектологов, логопедов, психологов.
- Просто в обществе живут стереотипы, что логопед учит правильно произносить звуки, например, шипящие или «р».
- Речь – это, в первую очередь, средство коммуникации, напрямую связанное с мышлением. Неправильное произношение звуков - это только верхушка айсберга. А все серьезные проблемы лежат намного глубже и захватывают все ее компоненты: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую систему, связанную речь. Вовремя нескорректированная речь приводит не только к проблемам в устной и письменной речи, но и в интеллектуальном развитии ребенка, так как его восприятие мира и переработка информации происходит искаженно. Поэтому своевременное предупреждение и исправление недостатков речи - залог всестороннего развития ребенка.
Досье.
Людмила АДЕР. Окончила факультет дефектологии и сурдопедагогики Ленинградского института имени .Герцена. Работала логопедом, создала и возглавляла центр коррекции и реабилитации, 46 лет - городскую психолого-медико-педагогическую комиссию. Доцент кафедры дефектологии ПсковГУ. Заслуженный учитель РФ.