Примерное время чтения: 5 минут
97

В СМИ появилась расшифровка переговоров летчиков разбившегося Як-42

Расшифрованы переговоры летчиков Як-42, жертвами крушения которого стали 44 человека – 37 членов ярославского хоккейного клуба «Локомотив» и 7 членов экипажа:

Командир: 74,76.

Бортинженер: 74,76.

Командир: Время, фары. Взлетаем, рубеж 190.

Командир: Три, четыре, пять, номинал.

Бортинженер: На номинальном.

Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190, 210.

Командир: Взлетный.

Бортинженер: 220, 230.

Второй пилот: Наверное, стабилизатор.

Командир: Взлетный, взлетный, стабилизатор.

Второй пилот: Что ты делаешь?

Командир: Взлетный.

Бортинженер: Взлетный.

Командир: Ненормативная лексика.

Второй пилот: Андрюха!

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов комментирует: 74, 76 – это параметры режима двигателя. Пилоты готовятся к взлету, пишет АиФ.

Выруливает сам командир. Далее он напоминает скорость: 190. Это так называемая «точка принятия решения». Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан остановиться.

Затем командир отсчитывает секунды, через которые двигатель выйдет на номинальный режим - полной нефорсированной тяги. На этом режиме летают очень редко, и то если самолет летит пустой. Все самолеты с грузом взлетают на взлетном режиме.

После того как бортинженер подтверждает «номинальный режим», самолет уже находится в разбеге. Перечисляются отметки достижения скорости. «Точка принятия решения» (190) миновала, отсутствие дополнительной информации означает, что все системы работают нормально.

210 - это почти скорость отрыва, но тут командир неожиданно меняет номинальный режим на взлетный, и почему это происходит так поздно - непонятно. Кнышов отметил, что обычно о режиме договариваются еще на стоянке самолета, и в процессе взлета это не решается.

220, 230 - это уже скорость отрыва. Командир должен взять штурвал на себя. Но, судя по дальнейшим переговорам, он этого не сделал, или же штурвал не пошел. Вместо того, чтобы моментально и легко оторваться от полосы, самолет отрывается лишь слегка. Упоминание стабилизатора наводит на мысль, что что-то произошло с продольным органом управления - стабилизатором и рулями высоты.

По мнению летчика, оказались застопорены рули высоты, которые не дали выправить самолет для взлета под нужным углом. «Рули стопорят, когда самолет стоит на стоянке, так как от порывов ветра они могут сломаться, - пояснил Кнышов. - В этом состоянии они неуправляемы».

Ранее эксперты МАК сообщили, что Як-42 рухнул из-за дополнительной силы торможения при взлете. Предварительное моделирование показало, что до скорости 165 километров в час темп разгона самолета соответствовал фактически установленной тяге двигателей.

Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Руль высоты был отклонен на кабрирование до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло.

В дальнейшем, несмотря на выход двигателей на взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился. Это может быть объяснено появлением дополнительной силы торможения.

Фактическая величина дополнительной тормозящей силы будет установлена по результатам математического моделирования и натурного эксперимента, который планируется провести на самолете-аналоге в ЛИИ им. М.М. Громова.

Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены на исследование в специализированный институт. Исследования тормозной системы начаты 16 сентября, сообщает официальный сайт МАК.

Максимальная скорость, которой достиг самолет, составляет примерно 230 км/ч. Несмотря на сохранявшееся отклонение руля высоты на кабрирование, отрыва самолета на ВПП не произошло.

Фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13-14 градусов и перекладки стабилизатора до 9.5 градусов на кабрирование.

После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка, а также интенсивный рост угла тангажа до 20 градусов за 2-3 секунды. Максимальная высота, которую набрал самолет – 5-6 метров.

В дальнейшем последовало интенсивное кренение самолета влево и его столкновение с препятствиями и землей. Техническая комиссия отрабатывает все возможные версии появления дополнительной силы торможения на разбеге и причин, по которым самолет не смог своевременно произвести отрыв от ВПП.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах