Без «пятёрки» по поведению
На первый взгляд, на бойца Наталья не похожа. И потому немало тех, кто «споткнулся» об её характер. Мы знакомы больше двадцати лет, ещё по работе в республиканской молодёжной газете. Зацепилась в памяти такая деталь. Наташа как-то не без гордости призналась, что в школьном аттестате по поведению у неё «удовлетворительно». А мне тогда казалось, что с такой внешностью, манерами и способностями к наукам она должна быть просто обречена на пятёрки по всем школьным предметам. Не говоря уже о поведении. Тогда Наталья с юмором заметила, что не была хулиганкой, не срывала уроков, но, как написали ей в характеристике, «не участвовала в комсомольской работе, противопоставляла себя коллективу». Оказывается, без пяти минут «диссидентка» предпочитала читать книгу на пылающих праведным гневом комсомольских собраниях эпохи застоя. А это было гораздо непростительнее, чем в разгар дискуссий смотреть в окно.
Длинные русые волосы, аккуратно разделённые прямым пробором, высокие брови над выразительными глазами, негромкий голос и эта редкая нынче манера терпеливо и внимательно слушать другого...
- Тебя легко принять за учительницу...
- Да я и могла бы работать в школе, поскольку окончила филфак Ленинградского педагогического института имени Герцена. Но не захотела. Слишком резким оказался контраст между «казарменными порядками» в школах, где училась (а пришлось сменить семь школ, поскольку я из семьи военного, колесившей по всей стране), и тем, что узнала в вузе на лекциях больших учёных, отличавшихся свободомыслием, переживших в сталинско-хрущёвско-брежневские времена гонения и отлучения от профессии. С лекциями в «герценовке» выступали Лидия Гинзбург и Юрий Лотман, студенты бегали в университет к Бялому на спецкурс по Достоевскому, тайком переписывали «Реквием» Ахматовой…
«Безумная» идея Фрадкова
- Можешь припомнить один из самых счастливых дней?
- Запросто. И не один. Например, день, когда переступила порог редакции молодёжной газеты «Комсомолец» в Петрозаводске. Хотя начинала не корреспондентом (не было свободной вакансии), а выпускающей. Нравился запах типографской краски, сама рубила линейки на станке, правила гранки в металле. И, конечно, писала заметки.
- И вот однажды?
- (Смеется.) Правильно. И вдруг летом 1991 известный и уважаемый в городе педагог Исаак Самойлович Фрадков, который, оказывается, знал меня по «Комсомольцу», предложил мне стать редактором новой газеты… для учителей. Причём решительно: «Если ты откажешься, газеты не будет». Отказаться было невозможно: Фрадков был человеком, перевернувшим моё представление о школе. Слушая этого учителя от Бога, начала понимать, что школа-то, оказывается, не обязательно тоскливое заведение, где стараются напичкать знаниями, а целый мир, где можно творить личность. Два республиканских министерства - культуры и образования - поддержали проект. В январе 1993 года вышел первый номер газеты «Лицей» уже на 16-ти полосах. На первой странице, рядом с названием, появилась строчка тематики издания: «Культура. Образование. Семья». В 96-м «Лицей» стал лауреатом первой премии российского конкурса газет, пишущих об образовании. В 2000-м получил третье место в российском конкурсе провинциальных изданий по культуре. Представленный редакцией проект «Образование культурой» выиграл грант Фонда Форда, затем газета заработала ещё два гранта. В итоге «Лицей» стал собкоровским пунктом газеты «Культура» и «Учительской газеты». Этот доблестный список можно было бы продолжать…
- Но тут, Наташа, грех не вспомнить, что доблестный он вдвойне. Ведь четыре года (с 2001 по 2004) ты мужественно тянула ещё и лямку председателя Союза журналистов Карелии?
- Особенно доставалось от региональной власти, лидеры которой хотели ладить только с теми журналистами, которые, как они выражались, «помогали» правительству «решать задачи в интересах сограждан». Это значило, что оппозиционно настроенные печатные издания (а они на поле СМИ Карелии тогда имелись) мешали. Наше правление Союза как могло вступалось за журналистов и за права неудобных для власти изданий.
- Насколько помню, и «Лицей» отважно бросался на защиту попавших под «оптимизацию» сельских школ, больниц и клубов?
- И знаешь, как ни странно, это упорное донкихотское сражение с ветряными мельницами вызывало уважение даже и у тех, против кого было направлено.
- И что в итоге? Репутация?
- Правда, с таким «пропуском» сегодня можно рассчитывать только на всеобщее уважение. Но для меня и тех, кто не бросил «Лицей» и кто пришёл в наш круг недавно, это важнее, чем кругленькая сумма.
- Зато земные блага очень ценит власть.
- Увы! Год назад новое руководство республики прекратило издание газеты «Лицей». Объяснив это необходимостью экономии бюджетных средств. Хотя тут же на ещё большие средства создало свою «карманную» газету, так необходимую в период грядущей выборной кампании. Печатный «Лицей» всего год не дожил до своего двадцатилетия. Но это как-то совсем не волновало новых учредителей от правительства, несмотря на дружный протест сотен читателей газеты, среди которых немало уважаемых и известных в республике людей. Даже прежнее руководство республики, имевшее зуб и на наш Союз журналистов, и на не приносивший дохода «Лицей», всё же не решилось закрыть ежемесячное издание. А новое сделало это не моргнув глазом.
- Но появились и плюсы?
- Мы ещё раз убедились, что пока, слава богу, наши заземлённые правители не в силах «закрыть» интерес людей к базовым ценностям общества. Пока ещё очень сложно задушить неподконтрольный чиновникам Интернет. Число посетителей виртуального «Лицея» уже сегодня в несколько раз переросло число подписчиков его бумажной версии.
- Наташа, выскажу «кощунственное» для твоего сердца мнение: интернет-проект «Лицей» мне лично нравится больше, чем газета «Лицей».
- Очень на это надеюсь. Да, мы не всё можем, мы проигрываем, но мы должны пытаться что-то сделать. А если устал, страшно или денег хочется - уходи из профессии, туда, где во главу угла поставлен принцип «Чего изволите?». Но это уже не журналистика, мне это неинтересно…