Особенно примечательны мурманские улицы, которым выпала удача носить имена великих людей. Так, русский арктический землепроходец Семён Иванович Дежнев(1605-1673) законно увековечен на нашей земле. В Росте есть ул. Дежнева, уютно расположившаяся недалеко от Кольского залива. Правда, до 1955 г. она именовалась Северной, но последнее название для неё более престижно.
Обречённый на Арктику
А в Мурманском морском пароходстве долгие годы ходил пароход усиленного ледового класса, тоже носящий его имя. Мы, к сожалению, мало интересуемся историями судов, а у многих из них она бывает захватывающей. Так, л/п «Дежнев» «родился» в 1935 г. на стапелях ленинградского Адмиралтейского завода. Но поначалу на его корпусе сияла надпись «Севморпуть-1». Только спустя три года он стал именоваться «Дежневым». Получив это имя, судно было обречено работать в Арктике.
В свой первый рейс оно вышло в сентябре 1938 г. из Ленинграда в Мурманск, затем - на Диксон. До начала войны экипаж обслуживал многочисленные полярные станции, забираясь в самые потаённые уголки Крайнего Севера. Капитаном был опытный судоводитель Василий Кушнарев.
Но мирная роль труженика резко изменилась в июне 1941 года. «Дежнев» был включён в состав Северного флота в качестве сторожевика (СКР-19). У войны нет лёгких дней, они все трагические! Но самым памятным для СКР-19 стало 27 августа 42-го, когда неожиданно появился фашистский крейсер «Адмирал Шеер». В 1 час 30 минут немцы открыли артиллеристский огонь по мирному посёлку Диксон и судам, стоящим у причалов. Незваный «гость» в ответ получил несколько прямых попаданий. Вторая атака немцев также не увенчалась успехом, и крейсер трусливо покинул поле битвы.
Фатальное амплуа
После войны на острове Диксон поставили скромный памятник погибшим дежневцам. А война шла своим убийственным чередом. Отремонтированный СКР-19 продолжал вместе с другими собратьями исполнять тяжёлый воинский долг. Только летом 45-го на его борту вновь появилась белая надпись «Дежнев», с которой он уже до последних дней бороздил Арктику.
В 1968 году, когда по морским меркам пароход стал «старичком», ему снова пришлось сменить своё амплуа. Он был приглашён в «киноактёры» - сниматься в картине Михаила Калатозова «Красная палатка». Знаменитый автор киношедевра «Летят журавли» решил возродить память потомков о печальном событии сорокалетней давности.
Так, в 1928 г. итальянский генерал Умберто Нобиле попытался на дирижабле «Италия» достичь Северного полюса. Но Арктика не любит легкомысленных авантюр, и экспедиция потерпела крушение. Из 26 участников в живых осталось только 9, дрейфовавших на льдине. На помощь пришли советские моряки и лётчики. Режиссёр решил эту историю оживить на экране совместно с итальянцами.
«Дежнев» стоял в нашем торговом порту, когда я посетил его борт как корреспондент и познакомился со съёмочной группой. Тогда я очень добродушно и открыто беседовал с ещё юным Никитой Михалковым, которому выпала роль полярного лётчика Чухновского. А «Дежневу» поручили образ итальянского парохода «Читта ди Милано». Предполагал ли ветеран морских просторов, что она для него станет фатальной? Изображая из себя правдивого «макаронника», он не мог знать, что свой последний рейс «на иголки» завершит в итальянском порту Триест.