Примерное время чтения: 4 минуты
3153

О жизни и смерти посёлка Порт-Владимир

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ - Псков" 18/11/2009

Населённые пункты Кольского Заполярья уходят навсегда подобно людям. Одному из таких посёлков – Порт-Владимиру – на следующий год исполнится 125 лет с момента его наименования.

Две смерти Порт-Владимира

ДРЕВНЕЙШЕЕ название поселка Порт–Владимир – Геретики, которое со временем трансформировалось в более удобное для русского слуха - Еретики. В 1723 году повелением Петра I предписывалось развивать на Севере России китоловство. Попытка не увенчалась успехом, но Еретики прочно утвердились как место, Богом пригретое. И когда китоловством «заболел» известный краевед и орнитолог Герман Гебель, то именно там в 1883 году он основал свою компанию. А в 1885 году на остров Еретик приехал брат царя Александра III Владимир Александрович, по этому поводу собрались рыбопромышленники, увидели, что край богатый, народу много, и спросили у поморов, как они богу-то молятся. Рыбаки ответили, что церковь есть в Александровске (ныне Полярном), а Великий князь предложил построить им собственную, те в свою очередь согласились - так и появился населённый пункт Порт-Владимир.

И всё в посёлке шло хорошо: поморы рыбачили, строились дома, поселок рос. А когда в 1960-х в Порт-Владимире стали поселяться воинские части, коренное население это даже радовало: шло укрепление технической базы, улучшалось снабжение. Никто и не заметил, что наступил тот период, когда людей в форме стало больше, чем рыбаков. Зато все старожилы помнят 1969 год, когда их принудительно выселили из родных мест в Мурманск. Тогда произошла первая смерть поселка, правда, пока «клиническая». Вторая, уже окончательная, наступила в 1994 году, когда ушли военные, а вот местным жителям вернуться не разрешили…

Васино (Россия) = Вадсё (Норвегия)

НА ПРОШЛОЙ неделе состоялась презентация книги нашего краеведа, историка Михаила Орешеты «Порт-Владимир, мы верим в твоё возрождение». Правда, несмотря на название, жители некогда существовавшего поселка уже не питают надежду на возвращение в Порт-Владимир.

- Когда сменяется эпоха, у нас всё, что было в прошлом, обливают грязью, выжигают, а потом начинают строить заново, по новой всё осваивать, - говорит Михаил Григорьевич ОРЕШЕТА. -  Мои книги – попытка сохранить всё то, что было, для людей, которые придут потом. Ведь для того, чтобы жить в условиях севера, надо очень много знать: поморы веками изучали ветра, погоду, море, реку и передавали эти знания из поколения в поколение. Так вот и Порт-Владимир. Сейчас там всё уничтожено, но, возможно, пройдёт время, появится какая-нибудь скважина нефтяная - и придут люди, а книги нужны, чтобы дать этим людям возможность хоть что-то узнать.

В своих книгах Михаил Григорьевич пишет о том, что неизвестно даже жителям Мурманской области, не говоря уже о других. Так, например, знаете ли вы, что русские деревни Васино и Варгаево лишь спустя долгое время после основания превратись в  норвежские порты Вадсё и Вардё?

- А деревни Шапкино, Песчаная, которые ныне расположены на территории Норвегии – это всё русское, и даже не «серая зона» между Россией и Норвегией, - продолжает мурманский краевед.

С 2001 года стали регулярными поездки бывших жителей поселка Порт-Владимир на свою малую родину. Зачем? Просто потому, что тот, кто хоть раз там побывал, непременно захочет туда попасть снова и снова.

 - Мои родители приехали в Порт-Владимир в 1929 году, а в 1941 нас эвакуировали в Мордовию на время войны, потом мы снова вернулись туда в 1945 и жили вплоть до 1961 года, - рассказывает бывшая жительница поселка Людмила НИКУЛИНА. - Потом я окончила Советскую партийную школу и осталась работать в Туломе. Попала в Порт-Владимир только спустя 40 лет. Когда ехала, даже слезы подступали.

Пока я собиралась, мама сказала: «Дочь, поклонись Порт-Владимиру, земле поклонись!».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах