Какие меры нужно предпринять, чтобы людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стало меньше? Сколько маргинальных личностей живет в Мурманской области? И самое главное - как они оказались на дне?
Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал руководитель Мурманской региональной благотворительной общественной организации помощи бездомным «УЛИЦА» Валерий Бабурин.
Армия бездомных
Валерий занимается проблемой оказания помощи бездомным с 1998 года, организация «Улица» начала работу в 2005. Общественная деятельность молодого человека началась с простого желания помочь людям. Постепенно оно переросло в настоящее призвание. Валерий даже бросил работу и целиком погрузился в проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Валерий Васильевич, насколько актуальна проблема нищеты населения в Мурманской области? Ведь в нашем регионе довольно неплохой уровень жизни.
- Конечно, по сравнению с 90-ми годами уровень жизни стал выше, вот только маргинальных личностей меньше не стало. Группы риска существовали всегда. Кто в них входит? Одинокие пенсионеры, детдомовцы, бывшие заключенные. Из этих групп риска и идет постоянное пополнение в огромную армию бездомных, но люди, входящие в них, по своей сути, еще пока не являются бездомными.
- Какое количество человек входит в эту армию?
- Специальных подсчетов никто не вел. Существует цифра за 2005 год, согласно которой количество бездомных в Мурманске составляло около трех тысяч человек. На сегодняшний день их несколько меньше, где-то 2 тысячи. Каждую неделю к нам на встречу приходит примерно 100 человек. Многие из них опустились под воздействием обстоятельств. Кого-то обманули черные риелторы, кого-то выгнали из дома. Кстати, у нас было множество случаев именно с черными риелторами, когда они, пользуясь людской слабостью, обманывали северян, а те ставили подписи на документах. Под слабостью подразумевается - алкоголизм, наркотики. Недавно с 75-летней бабушкой совершили подобную сделку. Пенсионерка подала в суд. Риелтор сейчас отбывает наказание, но бабушке жилье так и не вернули.
- Вам жаль этих людей?
- Да, причем всех. У них кроме избитого тела и истерзанной души нет больше ничего и никого. Кроме того, милосердие и сострадание - краеугольный камень нашей организации. К тому же, нельзя не посочувствовать, а порой и ужаснуться ситуациям, из-за которых люди оказались на дне. Встречаются удивительные личности. У нас был бывший учитель английского языка, сохранивший всю изысканность речи. Но из-за семейных передряг спился и оказался на улице. Был бывший военный, майор - жил в лесу в шалаше. Непонятно, как он не замерз в нем зимой. Были и бывшие бизнесмены, которые в 90-х годах заложили ради бизнеса квартиры, а потом остались обманутыми. Начинаешь понимать, что никто из нас не застрахован «от сумы».
Не осуждать, а помогать
- Но ведь многие из них сами виноваты в сложившейся ситуации - не стали бороться с обстоятельствами…
- Когда ты кормишь людей на морозе, думаешь, что вот сейчас сядешь в теплую машину и уедешь домой. Но куда пойдут они? И при этом, совершенно забываешь о том, что все эти люди - алкоголики, наркоманы, бывшие заключенные. Безусловно, во многом они виноваты сами. Но существуют различные причины социального характера, когда человек начинает, допустим, злоупотреблять алкоголем. К сожалению, наше общество не рассуждает, а обвиняет. А понять, почему люди оказываются на дне - не хочет. И только когда начинаешь заниматься вплотную этой проблемой - задумываешься, что все эти люди достойны не презрения, а помощи.
- На сколько реально им помочь?
- Реально, но очень сложно. Нужен переходный мост, чтобы вернуть к жизни людей, а это огромная работа. За годы моей деятельности, лишь единицы смогли подняться со дна. Помимо правовых аспектов, отсутствие прописки, например, существуют еще и психологические. Эти люди не живут будущим, они не строят планы, не мечтают. А просто выживают. И привыкают к этому.
- В рамках деятельности общественной организации, вы делаете что-нибудь, чтобы как-то адаптировать людей к нормальной жизни?
- На сегодняшний день мы действуем в нескольких направлениях. Во-первых, уличная работа. Организованы несколько пунктов питания, кроме того, мы выдаем одежду, помогаем восстановить документы, уехать в другой регион. Спустя несколько лет стало понятно, что необходимо заниматься и лоббированием, мониторингом, анализом законодательства. Как ни крути, все упирается в закон, который создает много преград на пути. Попробуйте хотя бы оформить регистрацию…
- В скором времени в Мурманске откроется ночлежка для бездомных, о которой говорят уже не первый год. Изменит ли это ситуацию?
- Место ночного пребывания, безусловно, необходимо. Бывает, что человека некуда присторить. Например, звонят нам как-то из больницы и говорят: «У нас инвалид бездомный, помогите решить проблему». Когда мы приезжаем, то получаем этого инвалида в буквальном смысле на руки со словами «придумайте что-нибудь». Так и прожил этот мужчина у одного из волонтеров несколько месяцев. Потом его определили в дом инвалидов. Конечно, нужно определенное место, которое даст возможность, чтобы организовать реальную помощь. Тем не менее, проблему нищеты нужно решать комплексно. Точечные меры малоэффективны.