Примерное время чтения: 6 минут
89

Среди героев... Как лётчик Владимир Бар чуть не стал космонавтом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ - Карелия" 11/05/2011

Лётчик включил приёмник. «Последние известия» передавал Левитан. Значит, произошло что-то очень важное.  От новости радостно замерло сердце.  Наш человек в космосе - Юрий Гагарин! 

Учёба помешала…

Все, кто были в те полуденные часы на небольшом аэродроме в Песках, куда плавно приземлился ЯК, уже поздравляли друг друга. А Владимир в тот момент вспомнил своего друга Анатолия Карташова…

В 1958 году к ним в полк в районе посёлка Бесовец, что недалеко от Петрозаводска, приезжали представители, отбиравшие лётчиков в отряд космонавтов. Считалось, что военные лётчики-истребители - наиболее подготовлены к этой роли. Юрий Гагарин служил тогда в истребительной авиации флота в Луостари, под Мурманском. Оттуда старший лейтенант Гагарин и был зачислен в отряд космонавтов.

Попал в этот отряд и двадцатипятилетний Анатолий Карташов, служивший в авиационном полку в Бесовце, где и Владимир Бар. Но отправиться в космос Анатолию не довелось. Одно из испытаний на центрифуге в Центре подготовки космонавтов закончилось для лётчика плачевно - кровоизлиянием в мозг. Остался жив, но инвалидом.

Потом, через десять и двадцать лет Владимир не раз встречал своего друга в аэропорту Шереметьево, когда прилетал в Москву за кем-то из своего начальства. Анатолию, несмотря на перенесённый недуг, всё же разрешили летать вторым пилотом на вертолёте МИ-4.

Лейтенант Бар тоже мог быть в числе космонавтов. Но тогда, в 58-м, он уже успел написать рапорт для поступления в Академию военно-воздушных сил. И через год был принят на командный факультет Академии.

Героем космоса не стал. Но учился среди героев-лётчиков. Руководил командным факультетом кумир юности - трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Штурманским факультетом командовал тоже лётчик-герой Александр Беляков, летавший ещё в экипаже знаменитого полярника Валерия Чкалова… Но не всё складывалось, как хотелось.  В шестидесятых годах начались сокращения в армии. По этой причине на втором курсе завершилось и академическое образование Владимира Бара. Уволившись из армии, летал в гражданской авиации: небо одно.

Невыездной

С приглашения на службу в пограничную авиационную часть 2397 началась работа, по которой первоклассный военный лётчик давно уже скучал.  Здесь он стал командиром экипажа самолета АН-24, рассчитанного на 52 пассажира. Со своим экипажем границу охраняли, людей спасали, важных персон перевозили в разные города и страны.

Что касается персон, то к этим полётам требовалось готовиться с особой тщательностью. В семидесятых летал из Москвы во Львов и обратно с министром внутренних дел Германии. Но особенно запомнилась лётная командировка в связи с визитом в Советский Союз президента США Никсона весной 1972 года. Тогда Брежнев и Никсон подписали договор ОСВ-1. Лётчики томились в гостинице аэропорта Шереметьево в ожидании приказов уже не одну неделю до прибытия важного гостя и после. Отлучаться запрещено, выпить вина в ресторане - тоже. В карты играть надоело. Не знали, куда себя деть. А Владимир тогда взялся учить английский. Чтобы не терять попусту время, он нашёл в Шереметьево магнитофон и кассеты с английским.  Кто-то доложил «особисту», дескать, к чему бы это? Кончилось тем, что майору Бару закрыли полёты за рубеж.

Будь ко всему готов

Всякое бывало. Трижды «горел» в воздухе: двигатели загорались. В Мурмашах, рассказывал, садился на одном двигателе. А в 75-м так и вовсе авария произошла по нелепой случайности. Бар отдал команду бортмеханику убрать так называемые «закрылки», чтобы быстрее освободить путь пассажирскому самолёту, садившемуся позади. А техник нечаянно убрал шасси. Их самолёт упал на правое крыло, двигатель отвалился. Аэропорт «Пулково» тогда закрыли на два часа. Ни один пилот не застрахован от подобных неожиданностей. Главное - выйти из них с наименьшими потерями. И Владимиру Бару  это удавалось.

Тяжело вспоминать о трагедии, о том, что не укладывается в голове. В 1973 году  солдат-пограничник расстрелял целую заставу. Это произошло на участке Алакуртти- Куолаярви. Был воскресный день, пограничники пошли в кино. А когда они после сеанса выходили из клуба, солдат открыл по ним автоматный огонь. Положил семнадцать человек. Потом выстрелил  в себя, но остался жив. Бар летал в Ленинград за врачами. Оперировали убийцу на борту самолёта. Вылечили, потом судили и приговорили к высшей мере.

Вместо самолёта - авто

Куда только не летал Бар на АН-24 со своим экипажем! Сколько прекрасных городов и стран увидел свысока! Налетал в общей сложности 15 тысяч часов. Самый длительный перелёт был из Петрозаводска во Владивосток.

Давно на пенсии. Любимый самолёт - теперь лишь на цветных фотографиях, вставленных в рамки. Картинка с АН- 24 и на экране мобильного телефона.

Владимир Бар, как и многие настоящие лётчики, согласился бы парить на стальных крыльях до конца жизни. Но так не бывает.

Давние соседи по дому знают, что большую часть дня «Володя» проводит в гараже возле своей машины. Автомобиль водит уже полвека. Не самолёт, но всё же  - скорость…

Сегодня профессия лётчика уже не так престижна, как прежде, немного грустно замечает Владимир Григорьевич. «Время не остановишь. Когда-то и шофёры были в большом почёте, в том числе и у девчат», - шутит он.

 Однако парадный мундир Владимира Бара украсила ещё одна медаль - новая, отлитая к 50-летию космического полёта Юрия Гагарина. Их накануне Дня космонавтики вручили  военным лётчикам, которые могли быть в одном отряде с  Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем… И я вижу, что этой награде он рад.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах