А то, что ранее за неё выдавалось, есть не что иное, как попытка умиротворить наиболее влиятельные национальные кланы, что не могут не замечать рядовые граждане России.
Крайними же в этом противостоянии остаются уроженцы кавказских республик, которые давно осели в центральной России, сумев при этом (почти!) ассимилироваться. Условия жизни заставляют их объединяться в диаспоры, чтобы таким образом противостоять бытовым и административным проявлениям национализма. Меружан Вермишян возглавляет самую многочисленную из диаспор Псковской области - армянскую.
Мы - местные!
- Меружан Сергеевич, вы уже считаете себя местным жителем или по-прежнему числите тем, кто «понаехал»?
- Сугубо местный. Почти 30 лет живу в Пскове. За это время дом построил, дерево посадил, сына вырастил. У меня даже жена русская, но я всё равно был и навсегда останусь армянином.
- Наш регион стал для вас случайным или осознанным выбором?
- Не от хорошей жизни пришлось уезжать из родного дома. Может, кто-то не знает, но и в советское время главной проблемой Кавказа была безработица: до 70% трудоспособного населения перебивалось случайными заработками.
Об этом предпочитали помалкивать. Столько времени прошло, но мало что изменилось. Сам я родом из древнего села Ходжони, которое расположено на грузино-армянской границе. Его история насчитывает почти 10 веков. Великий армянский мыслитель и философ Мхитаргош, создатель армянского судебника, жил у нас, воспитывал детей нашего князя. Но как бы ни были замечательны наши края, всё равно было не прожить. Мой родной дядя тогда работал в Пскове и, когда я отслужил срочную службу в армии, позвал меня сюда. Как и многие мои земляки, мы занимались тем, что шабашили по деревням: строили коровники, жилые дома, общественные здания. Конечно, приходилось слышать в свой адрес и неприятные слова. Даже сейчас мне иногда говорят: «Понаехали тут», - но я всегда отвечаю: «Я не «понаехал»!» Все мы родом из Советского Союза, и тогда не было проблемы где жить. Поэтому я не чувствую себя здесь чужим.
- Между тем проблема существует…
- Конечно. Но лично я убеждён, что её корни лежат гораздо глубже, чем это может показаться. Первопричина кроется в так называемой «ленинской национальной политике». Раньше в царской России не было деления на республики: Армения, Грузия и т.д. Да, были генерал-губернаторы, но страна при этом оставалась единой, не было границ, разделяющих территории. Со сменой власти появились республики и, как следствие, границы. Причина их возникновения, по-моему, банальна: разделяй и властвуй. Вот был главный большевистский принцип, потому что так было легче держать народы в подчинении, хотя им по Конституции гарантировалась полная свобода. Вплоть до отделения. Но это всё было лишь на бумаге.
- Судя по вашим высказываниям, вы придерживаетесь либеральных принципов. Не так ли?
- И не скрываю этого. Считайте, что это в нашем роду глубоко наследственное. Мой дедушка, когда всех начали загонять в колхозы, оказался единственным в селении, кто отказался туда идти добровольно. Ходил по селу с кинжалом и всем, кто его пытался остановить, грозил. Его потом за сопротивление власти и арестовали. Некоторое время погодя всё-таки выпустили, но в вопросах политики я весь в него.
Кто крайний?
- Значит, виновным в сегодняшней национальной проблеме вы считаете Владимира Ильича?
- Не надо так узко смотреть на вещи. Список ведь можно продолжать: Сталин, Мао, Пол Пот. Но и с наступлением новых условий национальная проблема также не решалась: её просто загнали внутрь (не до того было), а сейчас в связи с обострением экономических отношений она стала ярче проявляться. Ситуация всегда обостряется, когда начинает расти безработица, а население беднеет. Сейчас многие, например, негодуют: почему на работу в домостроительный комбинат предпочтительнее берут узбеков? Отвечаю: у них выше дисциплина труда. И что этому в условиях капиталистического общества можно противопоставить? Особо хочу подчеркнуть: когда шёл слом старых экономических отношений, нам всё время говорили, что у России особый путь. Не соглашусь с этим: у нас один путь - цивилизационный, а если он не совпадает с общемировыми тенденциями, то это уже наша проблема. И искать тут крайних (по национальному или религиозному признакам) бесполезно.
- Армянская община «Урарту», руководителем которой вы являетесь, - самая многочисленная в регионе. Какие задачи вы считаете для неё приоритетными?
- Официально в неё входят почти 3200 человек. При этом все (хочу обратить на это особое внимание) являются добропорядочными налогоплательщиками. Как правило, у моих земляков возникают проблемы с миграционной службой (не хочу конкретизировать - слишком много места займёт их перечисление), однако в последнее время мы сумели наладить с региональным управлением нормальный контакт. Они сами стараются идти нам навстречу, и такое взаимопонимание по-хорошему обнадёживает.
Не для «галочки»
- А как складываются отношения с другими органами власти?
- С городской администрацией, к сожалению, никак. С областной и её отделом внутренней политики налаживается продуктивное сотрудничество. Надеюсь, что в скором времени состоится и встреча с губернатором, и нам будет что ему сказать. В данном случае я говорю только о нас, потому что в области есть и азербайджанская диаспора, узбеко-таджикская, чеченская… Остаётся лишь сожалеть, что порою о нас вспоминают только тогда, когда нужно где-то в отчётах поставить «галочку». Приглашают на какие-то пафосные посиделки, а толку от них - ноль.
- Но согласитесь, что даже будь губернатор семи пядей во лбу, он не может в одночасье разрешить проблемы ксенофобии. Тут начинать, наверное, нужно с другого конца?
- Вы правы. Всё начинается с семьи. Откуда берётся бытовое хамство? От старших - к младшим. И тут уже никто не сможет своим приказом что-то исправить. Как правило, это вопросы воспитания. И не более того…
- Меружан Сергеевич, как вы считаете: возможна ли для приезжих людей полная ассимиляция?
- Не думаю. Историческая память должна оставаться всегда. Именно с этой целью в этом году мы планируем открыть воскресную школу для армянских детей: они должны помнить и знать свой язык, историю. Как трагические даты (геноцид армянского народа) своей истории, так и светлые. Поверьте, что это важно не только для нас, но и для тех, кто живёт рядом с нами: это делает нашу жизнь только богаче.