Примерное время чтения: 7 минут
199

«Страх - от незнания». О дружбе народов в меняющемся мире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. "АиФ - Псков" 17/05/2011

По полному праву считает себя псковичом, но одновременно возглавляет ещё и региональное таджикско-узбекское культурное общество. 

Само землячество спонтанно сформировалось ещё 10 лет назад, а оформилось юридически в 2008-м. Цель - помощь тем, кто приезжает в область на заработки. Возможны ли сближение и даже ассимиляция представителей различных культур? Как должны идти эти процессы? На эти и другие вопросы отвечает наш сегодняшний гость.

Начиная с нуля

- Хаким Абухалаевич, расскажите, как вы оказались в Псковской области?

- После окончания школы я поступил в сельхозинститут в Душанбе на отделение зоотехники. Закончил его и решил получить второе высшее образование, экономическое: по путёвке таджикского комсомола в 1987 году я поехал учиться в Великие Луки, где получил диплом бухгалтера-экономиста. Закончил обучение уже в начале 90-х, когда «нерушимый Советский Союз» начал рассыпаться, как карточный домик. Признаюсь честно, я не собирался оставаться, но возвращение домой оказалось для меня полным разочарований. Теперь это уже история, но тогда Таджикистан стал ареной самой настоящей агрессии. Войска талибов, воспользовавшись экономической и политической неразберихой, попытались установить свои порядки в республике. Вмешательство России спасло Таджикистан от потери независимости, но это стоило большой крови. Скажу коротко: у людей уже не было слёз, чтобы оплакивать погибших. Практически никто из моих друзей-одноклассников не выжил. Может быть, я и остался бы, но кроме меня в семье было ещё 4 брата и сестра. К тому же не было возможности устроиться по специальности, поэтому, чтобы не быть обузой, я решил вернуться в Псковскую область и, начав всё с нуля, строить свою жизнь здесь.

- В чём вы видите главную задачу вашего общества?

- Если совсем просто, то это помощь землякам в устройстве на новом месте. Официально в общество входит около 200 человек, но, по данным миграционной службы, в область ежегодно прибывает до 3 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана. Кроме того, по нашим данным, сейчас в регионе проживает более 10 тысяч человек, которые исповедуют ислам. Это и азербайджанцы, и башкиры, выходцы с Кавказа. Пока у нас нет своего молельного дома, где мы могли бы собираться, но думаю, что в самом ближайшем будущем этот вопрос встанет очень остро.

- Хаким Абухалаевич, в российском обществе сложилось в целом негативное отношение к исламу. Чем вы это для себя объясняете?

- Страх появляется от незнания, а незнание рождает недоверие. Отсюда и различные домыслы, пересуды. Говорю это как человек, который начал изучать Коран ещё в школе. И теперь, когда меня просят провести какой-либо обряд, то я никогда не отказываю. Например, не так давно ко мне обратилась семья одного человека, который, умирая, попросил похоронить его по обычаям ислама. Для этого нам пришлось ехать в Пушкинские Горы, но отказать человеку в последней просьбе нельзя.

Сабар - значит терпение

- Что, по-вашему, является высшей для мусульманина ценностью?

- Увы, современный ислам сегодня нельзя считать единым духовным организмом. Он раздирается противоречиями, и главную смуту вносит так называемый «ваххабизм», который по сути дела представляет довольно агрессивную секту. Как и всякое воинственное ультрарадикальное учение, его последователи отрицают народные традиции, пытаются переосмыслить Коран. Немногие, например, знают, что высшим духовным смыслом для верующего считает такое понятие, как сабар. Это слово переводится с арабского как «терпение», но оно несёт в себе более глубокий философский смысл. Это терпение не только в семье или в обществе, но и умение усмирять  собственный гнев, другие негативные нравственные проявления. Каждый должен иметь сабар, чтобы быть правоверным мусульманином. Также Коран решительно осуждает самоубийц, тех, кто пьёт, употребляет наркотики. Они даже не достойны поминальной молитвы.

- А как же шахиды, которые идут на смерть ради Аллаха?

- Боюсь, что эти дети, одурманенные своими наставниками, ни разу не читали Коран. Чтобы понять весь смысл учения, нужно как минимум понимать арабский, потому что священная книга написана на этом языке, а то, что им говорят различные лукавые толкователи, на самом деле не имеет ничего общего со священным писанием.

Повторюсь, вся эта религиозная каша в их головах идёт от незнания, поэтому мы давно вынашиваем идею создания в Псковской области своего молельного дома, где каждый желающий мог бы получить ответы на все волнующие вопросы. Но не из уст какого-нибудь фанатика, а от человека по-настоящему знающего и авторитетного. От этого выиграли бы все, потому что пожертвования, которые обычно поступают в храм, по Корану должны идти на помощь бедным, приютам для сирот и детей, престарелым и т.д. К слову, до революции в Псковской области была мечеть.

Победа у нас общая

- Легко ли быть муллой в православном Пскове?

- Хочу уточнить: я не мулла, я только читаю Коран (это разные вещи), но регион всегда отличался веротерпимостью, поэтому ответ на ваш вопрос будет положительным.

- Совсем личный вопрос - можно? Кто ваша супруга?

- Она русская, её зовут Лена, и она православная. Но, поверьте, никаких религиозных противоречий в нашей семье нет (улыбается наш собеседник). Наш сын сейчас заканчивает девятый класс. Его зовут Ильхом, но друзья его иногда называют по-русски: Илья. Это нормально.

- Какими социальными проектами занимается таджикско-узбекское культурное общество?

- Сейчас с представителями миграционной службы идёт обсуждение идеи об участии моих земляков в программе возрождения сёл Псковской области. Я знаю, что есть много семей, которые хотели бы переехать из Таджикистана, чтобы жить и работать на селе. Думаю, что этот проект имеет большие перспективы.

- В некоторых странах Европы многие эмигранты не смогли найти себя в другом обществе и оказались фактически запертыми в гетто. Как вы смотрите на эту проблему?

- Скажу так: процесс сближения, о котором вы говорите, небыстрый, подчас он может быть довольно болезненным, но жизнь в гетто - это тупик. Поэтому, приезжая в новый край, люди должны (и это моё глубокое убеждение) знать его историю, с уважением относиться к местным обычаям и традициям. Именно для этого мы планирует провести своеобразные общественные слушания, чтобы рассказать своим вновь приезжающим землякам об истории Псковской области. Тем более что у наших народов очень много общего. Например - победа в Великой Отечественной войне. Поэтому я хотел бы воспользоваться возможностью и поздравить всех ветеранов с нашей Победой. Мне кажется, этот праздник нельзя отмечать только одним днём - настолько он значителен для нашей общей истории.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах