В этом году ситуация осложнилась ещё и из-за большого числа громких политических событий: визит патриарха, 90-летие Карелии, отставка старого и назначение нового губернатора. И каждый раз - высокие гости, длинные кортежи, перекрытие улиц.
Вот и начальника управления ГИБДД Карелии Олега Занасия мы застали в самый разгар подготовки к очередному визиту. Впрочем, для беседы с журналистом «АиФ-Карелия» главный дорожный инспектор нашёл время.
«Палочная система» в прошлом
- Этим летом в Карелию зачастили высокие гости. Наверное, для сотрудников ГИБДД подобные визиты представляют определённую дополнительную нагрузку?
- Вы знаете, если честно, слово «нагрузка» тут даже не годится. Это очень серьёзная и очень ответственная работа, которая отнимает много сил, времени и нервов. Нам нужно продумывать маршрут проезда гостей, обеспечивать определённые мероприятия по безопасности. При этом всегда срабатывает фактор случайности: к примеру, во время первого визита президента РФ в Петрозаводск выяснилось, что на пути следования кортежа стоят 8 автомобилей, 2 из них - грузовые. И уехать своим ходом они никуда не могут, так как закончился бензин. Пришлось убирать машины с дороги тягачами. При этом обратите внимание, что мы стараемся выбирать такие маршруты, которые позволят нанести минимум ущерба движению общественного транспорта. Стараемся задействовать те улицы, по которым меньше ходят троллейбусы. Конечно, совсем без неудобств для петрозаводчан это не обходится, мы просим за это прощения, но, поверьте, все эти перекрытия - не наша прихоть, а меры безопасности. Ещё раз подчеркну: мы стараемся найти «золотую середину» между нормами безопасности и удобством простых людей.
- Кстати, о людях. Сейчас много рассуждают на тему того, что правоохранительные органы должны менять своё отношение к населению. Грубо говоря, практика «хватать и не пущать» должна остаться в прошлом, а на смену ей должны прийти европейские нормы…
- Это действительно так. Сейчас в ГИБДД меняются приоритеты работы. «Палочная» система оценки работы себя изживает, мы пытаемся добиться, чтобы инспектор воспринимался на дороге как помощник водителя, человек, который готов прийти на выручку. В конце концов, для этого наша служба и существует. Признаю честно - не всё удается сразу, психологию людей так сразу не изменишь, приходится работать. Поговорите, к примеру, с шофёрами-дальнобойщиками. Очень часто, когда их фура ломается, именно сотрудники ГИБДД приходят на помощь.
Карелия - безопасный регион
- А насколько опасны карельские дороги?
- Сегодня мы можем говорить о снижении аварийности по всем основным показателям в сравнении с прошлым годом. На 6% уменьшилось количество ДТП, и, как следствие, сократилось число аварий со смертельным исходом, почти на 10% уменьшилось число раненых в ДТП. И кроме чисто количественных показателей существует ещё и такое понятие, как относительные показатели. Они позволяют нам понять, как выглядит Карелия на фоне других регионов страны. Так вот, по числу ДТП на каждые 10 тысяч транспортных средств показатели Карелии ниже, чем во всех остальных регионах Северо-Запада. Если говорить по России в целом и принять среднероссийский показатель за 100%, то Карелия - это 63,6% от него. Другими словами, в нашей республике очень низкая аварийность. Меньше, чем у нас, показатели только в Чукотке и, насколько я помню, в Томской области.
- То есть эти цифры подтверждают распространённое мнение, что в Карелии водители более вежливые и аккуратные, чем во многих иных регионах?
- Да, это так. К тому же стоит учитывать, что примерно треть всех тяжких ДТП в республике происходит с жителями других регионов - Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманской области.
Евроизменения в российских правилах
- Как известно, с 20 ноября в Правила дорожного движения вносятся определённые изменения. Вы не могли бы их вкратце охарактеризовать?
- Для начала хотел бы отметить, что в этот раз изменения в ПДД приняли мудро - они вступают в действие только с конца ноября, то есть все участники дорожного движения успевают к ним приспособиться. Кроме того, общая тенденция такова: Россия последовательно движется к европейским нормам обеспечения безопасности на дорогах. Так, одна из важнейших норм - обязанность водителей следовать и в городах, и за пределами населённых пунктов с включёнными фарами ближнего света. Я считаю, что это - правильная норма. Те, кто часто ездит за рулём, знают, что на дорогах бывают любые неожиданности: туман, дым от лесного костра, пыль, метель, и в таких случаях включённые фары позволяют предотвращать столкновения. Ещё одно изменение - теперь все участники дорожного движения, включая сотрудников ГИБДД и инструкторов по вождению, обязаны пристёгиваться. Тоже верное решение, я лично всегда пристёгиваюсь, и во многих случаях именно пристёгнутый ремень позволяет сохранить человеку жизнь. С 20 ноября изменяется и порядок проезда на кольцевых перекрёстах. Отныне каждое такое кольцо - главная дорога. В ситуации, когда установленный дорожный знак противоречит разметке, приоритет, раз и навсегда, отдан знаку. В целом, я считаю, эти изменения в правилах - верные, они делают передвижение по нашим дорогам более безопасным и логичным.
- А будут ещё какие-то дополнения в ПДД в ближайшем будущем?
- Я считаю, что следующим логичным шагом должно быть введение такого понятия, как «опасное поведение на дороге». Это когда человек, вроде бы, прямо ничего не нарушает, но резко набирает скорости, «подрезает» другие машины, его «болтает» по всей трассе - в общем, товарищ ведёт себя не совсем адекватно. Такие люди, безусловно, опасны. Сейчас мы просим других водителей, которые видят подобное, обращаться к нам по «телефону доверия».
- Спасибо за беседу.