Корреспондент «АиФ-Псков» попытался выяснить: в чём принципиальное отличие финской системы образования от российской.
Откровением стал, например, тот факт, что всё (!) образование (в том числе и высшее) у наших соседей абсолютно бесплатное. Объяснение этому можно найти в главном финансовом документе страны. По словам участника поездки Валерия Королёва, заведующего кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО, на образование из бюджета Финляндии выделяется почти 7% от ВВП. В то время как в России эта цифра почти в два раза меньше. Точно так же несопоставимы средства, которые выделяют в самом Куопио на учёбу: 3,3 млн евро. Для сравнения: в Пскове эта цифра на 2 млн евро меньше. И это притом, что в самом городе-побратиме проживает в два раза меньше жителей, чем в Пскове.
Питание, учебники и всё, что связано с проблемами транспорта – за всё это родители финских школьников не платят. Платят местные муниципалитеты.
- А директор школы, например, не обременён никакими хозяйственными проблемами, – продолжала начальник управления образования Пскова Надежда Михненка. – Его главная обязанность - организация учебного процесса. За пожарное состояние школы, санитарную обстановку и т.п. также отвечает муниципалитет.
Заработная плата учителей в Финляндии начинается с 2,5 тысяч евро, а её «потолок» - 5800. По-другому там организован и труд педагога в классе, где у учителя есть два специальных помощника, которые помогают вести урок, консультируют учеников. В Куопио очень развиты образовательные технологии. Например, если ребёнок по каким-то причинам не может посещать занятия, то при помощи веб-камеры он принимает участие в уроке: отвечает на вопросы учителя, высказывает своё мнение – полноценно учится. При этом в финских школах до 6 класса (начальное образование) полностью отсутствует т.наз. оценочная система.
- Лично у меня создалось мнение, что там ребёнка, пришедшего в школу, выращивают как растение. С любовью и вниманием, – поделилась директор лингвистической гимназии Татьяна Светенко. - А престиж любого образовательного учреждения определяется не количеством полученных пятёрок, а жизненным успехом выпускника. И, в частности, какую он должность занимает, какова его заработная плата, и т.д.
Есть о чём задуматься нашим реформаторам от образования.