Вчера Верховный суд Карелии оставил в силе приговор кондопожского районного суда, согласно которому редакция местной газеты «Новая Кондопога» была оштрафована на 30 тысяч рублей за нанесение «морального вреда». Моральный вред приключился от того, что газета честно и объективно вела репортажи из зала суда, а также размещала на своих страницах вынесенные приговоры. Таким образом, создан прецедент, расширение которого может привести к тому, что под угрозой исчезновения окажется сам жанр судебной журналистики – ведь любому подсудимому, даже признанному виновным, не очень приятно, что его имя «полощется» в прессе, и теоретически даже осужденные маньяки теперь вправе требовать выплат за моральный ущерб.
Экс-чиновник обиделся
Суть конфликта была в следующем – один из местных чиновников оформлял регистрацию лесопромышленной техники на своих знакомых, которые брали ссуды под эти машины. Пока ссуды возвращались вовремя всё шло хорошо, но когда финансы закончились, то схема вскрылась. Чиновник попал под суд, по обвинению в мошенничестве. Суд первой инстанции осудил его на реальное лишение свободы - семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, однако тот сумел добиться пересмотра приговора в суде высшей инстанции, и в результате получил три года условно.
- Все это время мы честно и объективно освещали данный процесс, - рассказывает редактор газеты «Новая Кондопога» Людмила Лопаткина. Дали и вынесенный первый приговор, а потом и второй, который его реабилитировал. То есть, отработали всё, как полагается, и никто нас не обвинил в том, что мы исказили факты, или дали только часть фактов.
Однако чиновник, который за время судебных процессов обзавелся приставкой «экс», отбившись от реального наказания, не успокоился и принялся судиться с журналистами, которые посмели на страницах газет рассказать об этом процессе. Он направил иск в адрес одного из республиканских изданий, а с районной газеты «Новая Кондопога» потребовал возмещения морального ущерба в размере 1 миллиона 220 тысяч рублей.
Понятно, в каком состоянии сейчас находится районная пресса, и, разумеется, возмещение такого иска означало бы скорое закрытие издания. Районный суд снизил сумму до 30 тысяч рублей, но в остальном с требованиями истца согласился. Попытка «Новой Кондопоги» обжаловать приговор в Верховном Суде РК окончилась ничем.
Аксиома нарушена
- По - своему ситуация уникальная, - комментирует эту историю председатель Союза журналистов Карелии Анатолий Цыганков. Журналист и редакция добросовестно выполнили свою работу: журналистская публикация подготовлена на основе решения суда, читателям сообщено, что данное решение не окончательное, после чего тема была продолжена и в газете было сообщено о снятии с осужденного ряда уголовных статей. И после этого редакция оказывается виноватой!? Тогда, выходит, вообще следует запретить такой жанр как судебный репортаж.
Поскольку журналисты ходят в заседание и вслед за логикой судебного процесса описывают происходящее в заседании. В редакциях всего мира никто и никогда не дожидается когда будет вынесено окончательное юридическое постановление, пройдя все кассационные и надзорные инстанции. Журналист идет за событием и описывает его в развитии. Это профессиональная аксиома.
Сейчас редакция «Новой Кондопоги» будет добиваться пересмотра решения Верховного суда Карелии. Все журналисты, и не только карельские, и не только журналисты, заинтересованы в том, чтобы выиграла редакция.