Более 5 лет длилось следствие и суд по уголовному делу, обвиняемыми по которому проходили два бывших министра сельского хозяйства Карелии - Владимир Собинский и сменившая его на этом посту Ванда Патенко.
Напомним, что речь шла о форелеводстве. При Собинском эта отрасль стала одной из ведущих в сельском хозяйстве Карелии, производство продукции увеличилось в несколько раз - с 2400 тонн в год до 13 тысяч, однако вместо почётных грамот бывший министр получил уголовное преследование. А вынесенный на прошлой неделе приговор и вовсе озадачил многих. В обществе было ощущение, что чиновников полностью оправдают.
От года до трёх
Петрозаводский городской суд вынес приговор в отношении бывших министров сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Карелии Владимира Собинского и Ванды Патенко. Как сообщили в карельской прокуратуре, они обвинялись в превышение должностных полномочий. Суд назначил Владимиру Собинскому наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, Ванда Патенко приговорена к наказанию в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Преступное созидание?
Однако сами фигуранты процесса с обвинениями не согласны. Как заявил Владимир Собинский, он «шокирован результатами процесса» и будет оспаривать приговор в судах высшей инстанции. При необходимости - вплоть до Страсбурга, куда, кстати, уже обратилась Ванда Патенко. Единственный результат этой судебной борьбы, который устроит Собинского, - полное оправдание. В частности, по его мнению, сторона обвинения так и не указала, какие именно полномочия он себе присвоил. Экспертиза проводилась экспертом, не имеющим профильного образования. Более того, по словам Собинского, его обвинили в... создании целой успешно работающей экономической отрасли.
- Я, якобы, преступным путём создал 49 предприятия, которые, собственно говоря, и составляют сегодня всё карельское форелеводство. Включая и форелеводческое хозяйство Важеозерского монастыря. Ну, за такое и пострадать не стыдно. Подумать только, совершил преступление, создав целую отрасль, которой Карелия гордилась и гордится на всю Россию. По моему мнению, это уникальный прецедент в истории юриспруденции, - разводит руками Собинский.
Что касается самого приговора, то Собинский предлагает подумать над тем, как так вышло, что официальное сообщение на сайте Генпрокуратуры появилось то ли ровно в те же сроки, то ли даже чуть ранее, чем оно было оглашено в зале суда.
- Я знаю, что приговор нам огласили примерно в 10.05, а журналисты мне рассказывают, что прокуратура на своём сайте в Интернете опубликовала новость о решении суда в 09.30. Получается, они заранее знали приговор и написали свою новость? Может, то, что появилось на сайте, вообще отсутствует в решении суда - текста же ещё никто не видел! И как вообще можно писать о решении суда, если оно ещё не вступило в законную силу? На мой взгляд, все эти действия не соответствуют понятию правового государства, - отмечает Собинский.
По его мнению, в этом случае могла быть нарушена тайна совещательной комнаты, и он будет жаловаться. Если жалобу удовлетворят, то приговор придётся отменить. В общем, судебная история на этом не заканчивается, и Собинский, и Патенко намерены бороться дальше.
Аналогичные процессы
Приговор по Собинскому и Патенко стал окончанием первого громкого судебного процесса из числа дел против лиц из ближайшего окружения бывшего губернатора Сергея Катанандова, которые были возбуждены к концу его пребывания у власти и во многом способствовали формально-добровольной отставке главы региона. Сейчас продолжаются процессы по делу экс-министра здравоохранения и бывшего вице-премьера правительства Карелии Валерия Бойнича (с которого, кстати, уже снята часть обвинений), а также по делу бывшего руководителя Госкомитета по делам молодёжи Максима Мазуровского.
Республиканской прокуратуре не позавидуешь. Сейчас она находится в сложном положении: поскольку дела резонансные, по ним необходимо добиваться обвинительных приговоров, иначе надзорный орган могут обвинить в выполнении «политического заказа». Да и честь мундира пострадает. А на носу новые громкие судебные процессы - по итогам скандальной проверки в петрозаводской городской администрации.