Операция «Квартет»
22 августа 1942 года на территорию Архангельской области был заброшен отряд диверсантов, состоящий из четырех агентов немецкой разведки, завербованных из русских военнопленных. Семен Михайлович Морозов, Павел Петрович Стефановский, Владимир Федорович Фомин и Алексей Михайлович Фомин. По заданию абвера (военной разведки вермахта) им при заброске в Архангельск нужно было выявлять в городе крупных военачальников, дислокацию штабов и частей Красной Армии и оборонительных объектов.
Но четверка «лейтенантов» явилась с повинной на погранзаставу в деревне Куя Приморского района. Оттуда их доставили в Управление НКВД. Еще до заброски в Россию у агентов возник замысел вступить в борьбу с фашистской Германией.
Для того чтобы дезинформировать врага, с последним началась настоящая радиоигра под кодовым названием «Квартет». Она продолжалась восемь месяцев. За это время немцам была передана 51 радиограмма и получено от них 14.
Такая помощь Красной Армии не осталась незамеченной. В результате диверсанты Морозов и Фомин, которым инкриминировалось изменческое поведение в плену, были наказаны лишь сроком предварительного заключения, из-под стражи они были освобождены. Дело по обвинению Стефановского, принимавшего участие в игре в качестве радиста, было прекращено. Единственным из четырех диверсантов, не принимавшим практического участия в радиоигре, был Исаев. Он был осужден на три года исправительного трудового лагеря.
«Хочу держать твою карточку»
По указанию Гитлера абвер активно усиливал разведывательную и диверсионную деятельность в морских портах, на железных дорогах и магистралях. В конце августа 1942 года в Архангельской области высадилось 13 эстонских диверсантов. Они были уверены, что благодаря прекрасной подготовке с легкостью справятся с поставленными перед ними задачами. Но их ожидания не оправдались. Им так и не удалось совершить ни одной диверсии.
Сейчас в архиве ФСБ хранятся отрывки дневников тех самых эстонских диверсантов. В них – воспоминания и первые впечатления от увиденного в Архангельском крае. «Только в прошлую ночь пролетели мимо лагерей заключенных, где, может быть, находятся наши близкие родственники и друзья, которых мучают. Правильно сказать, больше нету здесь деревни.
Деревня обтянута колючей проволокой. В середине построены вышки для надзирателей».
Но даже в такое время люди не переставали любить и переживать. В следующих строчках своего дневника диверсант пишет: «Несмотря на все эти происшествия, мои мысли тянутся все же к тебе. Твоя карточка, которая находится здесь вместе с шифрами и кодами, с такой прекрасной и счастливой улыбкой. Хочу ее держать больше, чем эти шифры».