Стабильная работа общественного транспорта жизненно важна для Пскова. Однако в последние годы осуществляющий автобусные перевозки в региональной столице «Псковпассажиравтотранс» вызывает у горожан множество нареканий. С чем это связано, что нужно, чтобы изменить ситуацию, сколько пассажиров перевозят псковские автобусы и будут ли они ходить чаще? Ответы на эти вопросы узнал «АиФ-Псков».
Обошлись без маршруток
На протяжении многих лет госпредприятие «Псковпассажиравтотранс», осуществляющее пассажирские автобусные перевозки в областном центре (а с 2017 года обслуживающее еще и региональные маршруты) было примером чуть ли не для всего Северо-Запада. Дело в том, что в 1996 году в Пскове на средства кредита Международного банка реконструкции и развития сумели приобрести новые автобусы, а маршрутную сеть не сокращали даже в самые тяжелые времена.
Так что «городом маршруток и бомбил» Псков не стал. Однако с середины 2010-х годов для «Псковпассажиравтотранса» наступили не лучшие времена. Достаточно сказать, что на предприятии один за другим сменялись директора, причем обычным делом стало возбуждение в отношении его экс-руководителей уголовных дел.
При этом у «Псковпассажиравтотранса» копились долги перед поставщиками и задолженности по зарплате, которые регулярно приходилось гасить региональным властям, ветшал автобусный парк и увеличивались интервалы между приходом автобусов в расписании.
Случаются и прорывы. Например, в 2019 году появилась возможность оплаты проезда банковскими картами. А в 2020 году «Псковпассажиравтотранс» по программе Минпромторга получил 198 новых МАЗов и ЛИАЗов. Но, в любом случае, проблем остается много.
Между тем, стабильная работа предприятия критически важна для областного центра. «Жизнь нашего города напрямую зависит от «Псковпассажиравтотранса». Если это предприятие не сможет продолжать свою деятельность, то город останется без транспорта», - заявил не так давно глава администрации Пскова Борис Елкин.
На пределе возможностей
Почти год назад, 13 октября 2021 года, исполняющим обязанности директора «Псковпассажиравтотранса» был назначен Юрий Михайлов, который там далеко не новый человек: на разных должностях отработал на предприятии с 1993 по 2001 год.
По его словам, сейчас Пскову требуются еще две сотни новых машин. «66% автобусов в нашем парке - это транспортные средства в возрасте 11 лет, - рассказал и. о. директора учреждения. - Мы работаем над этим, актуализировали потребность, взаимодействуем с профильным комитетом и правительством Псковской области по поводу участия в федеральных программах, рассматриваем варианты с лизингом».
Именно из-за нехватки автобусов с весны 2022 года увеличиваются интервалы между рейсами. На это обращают внимание и пассажиры, это одна из главных тем для жалоб. «Связано это с тем, что в весенне-осенний период мы ряд автобусов подаем на дачные направления, - объяснил Юрий Михайлов. - В октябре дачный сезон закончится и автобусы по основным маршрутам будут ходить чаще».
Пассажиропоток в Пскове составляет порядка 18 миллионов поездок в год. В летний период он несколько снижается. Самый популярный маршрут в Пскове - № 17, связывающий Завеличье с Центром. А с начала учебного года более чем востребованным стал и маршрут № 30, следующий между Завеличьем и Запсковьем. В связи с этим было принято решение пустить по нему два автобуса со сцепкой.
Самые нерентабельные маршруты - №№ 9 и 19. «В Пскове они самые слабые по выручке, но для нас в приоритете пассажиры и мы должны обеспечить транспортную доступность», - говорит Юрий Михайлов.
Задел на будущее
Еще одна проблема заключается в том, что на предприятии сохраняется кадровый дефицит водителей и кондукторов. Первых требуется порядка 40 человек, вторых - порядка 30. Средний возраст водителей составляет 50 лет, есть такие, у которых стаж работы достигает 30-40 лет.
Средний возраст кондукторов - 54 года, самому старейшему работнику 74 года, самому молодому - 23. «У наших кондукторов не самая простая работа, - говорит Юрий Михайлов. - Чтобы выйти в первую смену вставать приходится в три утра. Вторая смена заканчивается ближе к полуночи. Общение с пассажирами тоже довольно специфическое, поэтому кондукторам надо не только знать нормативную базу, но и уметь находить общий язык с людьми».
Возможно, в будущем автобусы будут обходиться без кондукторов, но пока это невыполнимо. С мая по конец июня 2022 года «Псковпассажиравтотранс» проводил эксперимент: в автобусах №№ 16 и 23 пробовали обходиться без кондукторов, установив валидаторы для бесконтактной оплаты в салонах машин. Опыт показал, что 75% пассажиров оплачивали проезд не прибегая к помощи кондукторов, а 25% сделать этого не смогли. Причина, как правило, одна - оплатить проезд пассажиры могли только наличными.
«Тут много нюансов, - отмечает Юрий Михайлов. - Большое значение имеет и количество автобусов, потому что в часы пик автобусы настолько сильно загружены, что передвигаться по ним не представляется возможным». «И все же когда-то мы, наверное, придем к работе без кондукторов», - мечтает он.