Жилье без удобств
Практически все жилое строительство в Петербурге сосредоточено на окраинах города - новые кварталы там появляются с завидным постоянством, так как в обжитых районах свободных участков под застройку нет. Но главная проблема осваиваемых территорий никуда не делась. Полноценная дорожно-транспортная, социальная и развлекательная инфраструктура появляется там намного позже ввода зданий в эксплуатацию.
Некоторые застройщики сегодня строят детские сады, школы и поликлиники на свои деньги. После ввода комплекса в эксплуатацию городские власти должны принять эти объекты на баланс, выкупая по себестоимости. Большинство компаний просто выделяет на территории жилых кварталов участки для соцобъектов и подводит к ним коммуникации. Но зачастую комплексы построены, там давно живут люди, а садиков и школ нет и в помине.
А недавно власти Петербурга и Ленобласти и вовсе заявили, что не станут больше выделять деньги на строительство инфраструктуры на осваиваемых территориях. За счет бюджета будут строиться выборочные объекты в кварталах, возводимых по госзаказу.
«Квадрат» подорожает
Уклониться от «социалки» не получится. Согласно Правилам землепользования и застройки строительная компания обязана предусмотреть в своем проекте все объекты инфраструктуры: магазины, детские сады и образовательные учреждения, парковки, скверы. Иначе проект жилого комплекса просто не согласуют. Деваться застройщикам некуда: затраты на создание инфраструктуры придется вкладывать в себестоимость квадратного метра. Другими словами – перекладывать на покупателей.
По мнению экспертов, сейчас затраты на инфраструктуру в себестоимости строительства жилья занимают 10-15 процентов. После того как застройщики за свой счет станут обеспечивать территории дорогами, коммуникациями и соцобьектами, их доля может вырасти до 30-35 процентов, а значит, квадратный метр значительно подорожает. Но у покупателя особого выбора не будет, ведь мало кому интересно жить в чистом поле, даже если такое жилье будет в разы дешевле.
Впрочем, не все застройщики находятся в одинаковых условиях. Компании, которые до сих пор имеют возможность строить в обжитых районах, тратятся на инфраструктуру гораздо меньше тех, кто осваивает «целинные» земли, а значит, могут иметь преимущественную себестоимость «квадрата». Многое зависит и от того, какими территориями владеет застройщик. Например, Компания Л1 обладает обширным земельным банком внутри города. Поэтому доля затрат на инфраструктуру у компании будет пониженной.
Психология покупателя
Между тем люди все больше ценят удобство и комфорт. Особенно популярны у покупателей не отдельные дома, а целые комплексы, где можно иметь всё необходимое под рукой. От магазинов, центров обслуживания, спорт-клубов, детского сада и школы, до детских и спортивных площадок и даже собственного зеленого парка с аккуратно подстриженными газонами, кустарниками, цветниками и клумбами.
- После кризиса люди стали более требовательно подходить к выбору жилья, - говорит руководитель Компании Л1 Павел Андреев. - Зачастую решающим фактором в пользу покупки, наряду с интересной ценой и удачной планировкой, становится удобство и комфорт окружающей среды. Поэтому наибольшим спросом у покупателей пользуются жилые комплексы у метро, с развитой собственной инфраструктурой. Например, как наш жилой комплекс «Лондон Парк», строящийся на проспекте Просвещения.