Примерное время чтения: 8 минут
56

Медведев: «Мы вернёмся к вопросу о валюте»

Отвечая на пресс-конференции на вопрос «АиФ», Дмитрий Медведев заявил, что сделан большой шаг вперёд, и рассказал о содержании некоторых решений:

- Конечно, мы не могли решить всех вопросов. Но такая цель и не стояла. Мы посмотрели на ситуацию (в мировой экономике. - Прим. ред.) в развитии. Но все решения - и по финансовой поддержке, и по стабильности на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственности государств за макроэкономическую политику, и о судьбе финансовых институтов - абсолютно конкретны и адресованы в будущее.

- Отвечая на вопрос о наднациональной валюте, супервалюте, международной резервной валюте, - продолжил президент, имея в виду идею создания новых резервных валют, выдвинутую перед саммитом Россией и Китаем, - скажу, что тема не самая простая. Задача на сегодня - чтобы национальные валюты чувствовали себя нормально, а резервные валюты были предсказуемы. Но это значит, что ситуацию нужно подвергнуть самому серьезному анализу. И сегодня, в принципе, это было сделано. Позиция в документе о сбалансированной монетарной политике - она появилась по предложению России - предполагает и подразумевает, что мы вернёмся к этому вопросу, обсуждая его как на уровне МВФ, так и рамках «Большой двадцатки».

Тем временем один из самых горячих споров на саммите разгорался по линии США - Великобритания - Франция - Германия. Первые предлагали, прежде всего, тратить как можно больше денег на повышение спроса, разогревая тем самым и всю мировую экономику. Вторые настаивали на том, что в мире нужно закрыть «налоговые гавани», жестко регулировать хедж-фонды и контролировать рейтинговые агентства. То есть создавать новую мировую финансовую архитектуру.

Во время визита президента Медведева в Берлин накануне лондонского саммита стало окончательно ясно, что российские позиции по многим темам «Двадцатки» совпадают с немецкими. Уже на саммите, по словам источника «АиФ» в российской делегации, Дмитрий Медведев говорил, что нужны глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе, а так же о том, что финансовая отчётность, данные о крупных сделках, слияниях и поглощениях, сведения о вознаграждении руководства компаний, о собственниках и других лицах, влияющих на принятие решений, - вся эта информация должна быть доступна для всех потенциальных инвесторов и потребителей услуг.

Кстати, на пресс-конференции для российских журналистов президент уточнил пикантную деталь, отвечая на вопрос об огромных бонусных выплатах менеджменту крупных компаний:

- Мы в коммюнике зафиксировали, что за этими параметрами нужно следить, что уже было сделано в США, в некоторых европейских странах. Я считаю, что это абсолютно справедливо. В период кризиса, когда тяжело всем, прежде всего людям с обычными доходами, не время выплачивать бонусы в завышенных размерах. Мы знаем, какие премии выплачивались за границей, что, собственно, привело к тяжёлой кончине некоторых кредитно-финансовых учреждений. У нас тоже есть примеры высоких вознаграждений. Это, конечно, дело компаний, но если компания получает поддержку от государства или принадлежит государству, наши уважаемые менеджеры, руководители этих компаний должны самоограничиться, даже если они уже приняли решения о выплате высоких компенсаций. Можно это решение поменять. Я дам такие рекомендации правительству и государственным компаниям и компаниям, которые получают поддержку от государства. Нужно вести себя прилично в такой ситуации...

Таким образом, президент Медведев твёрдо стоял на реформе международной финансовой системы. Что, с другой стороны, нисколько не мешало России «вписаться» и в теорию, которую продвигали американцы и англичане. Более того, выяснилось, что пакет уже состоявшихся антикризисных вливаний российского государства в экономику страны, в пересчёте на процент от валового внутреннего продукта, чуть ли не самый высокий среди стран «Двадцатки» - около 12%.

К компромиссу в результате пришли и главные «спорщики»: наряду с реформированием, Международный валютный фонд в 2009 году получит дополнительно триллион долларов на помощь нуждающимся в поддержке странам. Уже реализуемые антикризисные меры самих стран «Двадцатки» в 2009 году, по оценкам экспертов саммита, «потянут» на 5 трлн долларов.

Но эти цифры лишь подчёркивают факт, с которым сегодня не поспорить: кризис продолжается, и его дно ещё не достигнуто.

Тем временем разговор о саммите «Двадцатки» Дмитрий Медведев продолжил на выступлении перед студентами престижной Лондонской школы экономики. Общение складывалось тепло, но без особых новостей и изюминки, пока одна из студенток не поинтересовалась, что вот, мол, в мире речь идёт об усилении госрегулирования экономики, а в России на этот счёт богатый опыт - так он, наверное, помогает?

- Блестящий вопрос, - отреагировал президент. - У нас действительно есть свой опыт плановой, командной экономики... Опыт - всегда плюс. Если кто-то хочет попробовать, пусть читает учебники политэкономии, ну и бессмертные труды Карла Маркса.

Когда до зала дошёл перевод, студенты рассмеялись с понимающим видом. То есть Карл Маркс больше ста лет назад вытащил на свет божий всё грязное белье капитализма, но советский опыт показывает, что и игры в государственную экономику заканчиваются плохо.

- Я из Грузии, - на английском с сильным акцентом начал свой вопрос другой студент.

- Отлично, - приободрил его Дмитрий Медведев.

- Когда вы признаете совершённые в августе ошибки? - продолжил приободрённый грузинский студент. - И когда будете восстанавливать отношения с Грузией, если вообще собираетесь это делать?

Ответ, который начался с экскурса в историю, Дмитрий Медведев свёл к тому, что он ценит грузинский народ, но с Саакашвили после августовских событий ни о чём разговаривать не собирается. А вот когда в Грузии конституционным путём сменится власть, Москва готова говорить с новым грузинским руководством на любые темы.

Можно даже сказать, что и на тему территориальной целостности Грузии. После августовской войны сам Дмитрий Медведев однажды даже заявил, что Россия по-прежнему признаёт эту целостность. Но с учётом независимости Южной Осетии и Абхазии.

Отвечая на вопрос о том, как будут идти переговоры о безопасности в Европе, Дмитрий Медведев процитировал одного из основателей Лондонской школы экономики Бернарда Шоу: «Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. Добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий, а если не находит - создаёт их сам».

- Прекрасные слова, - подытожил Дмитрий Медведев, после чего ответил на вопрос английского студента о выступлениях антиглобалистов:

- Когда громят банки - мне не нравится, - поделился своими соображениями Дмитрий Медведев на заметку российским «несогланым», пояснив, что он из страны, где было слишком много революций. - Но вообще-то люди должны иметь право на протест и против правительства, и против решений, которые принимаются на таких саммитах. Вопрос в форме этого протеста...

Последним оказался вопрос русскоязычной студентки о Чечне и предложении Рамзана Кадырова отменить в республике режим контртеррористической операции.

- Ситуация вызрела для того, чтобы изменить режим. Это не значит, что там не будут действовать внутренние войска и не будут проводиться специальные операции. Если что-то случится, придётся действовать, - заявил президент, помянув и опыт Великобритании, которая впервые за последнее время недавно столкнулась с возобновлением деятельности экстремистов из Ирландской республиканской армии.

- Это (изменение режима. - Прим. ред.) даст возможность республике принимать экономические решения, сделать жизнь там более нормальной и цивилизованной. Но ситуация на Кавказе непростая, если будут проблемы, будем действовать чётко и жестко.

Точно так же чётко и жестко президент надел подаренную ему напоследок по традиции Школы бейсболку.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах