Ведь еще совсем недавно наши бабушки мыли голову обычным мылом, мамы использовали жидкость ядовито-зеленого цвета в стеклянном пузырьке, а мы почему-то не мыслим своей жизни без шампуня. Статистика утверждает, что сегодня им пользуется почти 90 процентов россиян. Если же говорить об объеме рынка средств по уходу за волосами, то по оценкам аналитиков Discovery Research Group, в денежном выражении в 2010 году он составлял 3,3 млрд. долларов, на этом уровне он остался и в прошлом году.
В чем же причина любви россиян к шампуням, этой субстанции, состоящей на 70-80 процентов из воды, есть ли у этого рынка потенциал роста и какова в этом роль рекламы и пиара, разбирались аналитики раздела «новости России» журнала «Биржевой лидер».
Сегодня российский косметический рынок поделен между несколькими крупными компаниями. Их доли рынка в денежном выражении в 2010 году (более свежие данные отсутствуют), по данным агентства Nielsen, выглядят следующим образом:
■ Немецкая Schwarzkopf&Henkel – 17,7 процента рынка.
■ Французская L’Oreal имеет 16,5 процентов.
■ голландско-британская Unilever владеет долей в 11,5 процента. По итогам 2011 года именно эта компания признана лучшим иностранным инвестором в России.
■ американская Procter&Gamble – 9,5 процента рынка. За 20 лет ее деятельности в России объем инвестиций компании превысил 300 миллионов долларов.
Если же взять только рынок шампуней, а не в целом косметическое направление, то картина лидерства компаний меняется:
■ Procter&Gamble (бренды– Wash&Go, Head&Shoulders, Pantene, Shamtu, Herbal Essense) занимает первое место. МаркиHead&Shouldersи Pantene Pro-V уже долгое время остаются самыми популярными на нашем рынке, их доля в импорте шампуней в Россию в 2011 году составила 25 и 14 процентов соответственно.
■ Unilever (бренды – Dove, ClearvitaABE, Sunsilk, Timotei) является №2 на российском рынке шампуней. Но после покупки в прошлом году главного российского производителя косметики «Калина» у этой компании есть все шансы значительно увеличить свою долю на нашем рынке. Именно концерн «Калина» (ТМ «Чистая линия», «Сто рецептов красоты») лидировала среди российских производителей, ее доля рынка шампуней в прошлом году составляла 6,7 процента.
■ L’Oreal (бренды – L'Oreal Proffesionnel, Elsev).
■ Schwarzkopf&Henkel (бренды– Schauma, Gliss Kur, Seborin). Компания в прошлом году за свою торговую марку Schaumaполучила национальную премию «Товар 2011 года».