Между тем, в Петрозаводске, на берегу Онежского озера догнивают ладья «Надежда» и поморский коч «Святитель Николай», некогда прославившие и Карелию, и Россию в сотнях зарубежных портов, удостоившиеся множества восхищённых репортажей в мировой прессе. Увы, на консервацию и сохранение этих судов, которые какие-то 10 лет назад были настоящей гордостью края, местные власти так и не нашли ни копейки денег.
На всю Европу
Означает ли это, что традиция деревянного судостроения, воссозданная в Карелии благодаря трудам энтузиастов из морского клуба «Полярный Одиссей», умирает или надежда всё-таки остаётся? Об этом «АиФ-Карелия» поговорили с руководителем клуба, известным мореплавателем Виктором Дмитриевым:
- Нет, конечно, говорить о том, что традиция прервётся, сейчас не приходится. Буквально только что мы спустили на воду новую бригантину, которую строили больше 10 лет и готовимся совершить на ней большой морской поход, приуроченный к 90-летию Карелии. Бригантина зайдёт в морские порты Скандинавии, Прибалтики, Германии, на ней мы пройдём внутренними речными системами ещё нескольких европейских стран, примем участие в международных фестивалях деревянного судостроения. Однако приходится признать - все эти проекты международного уровня и значения, которые формируют за рубежом позитивный имидж нашей страны и нашей республики осуществляются нами, фактически, на свои деньги. Помощь от государства - минимальна. Именно поэтому мы так и не смогли найти средства на сохранение наших заслуженных судов - коча и ладьи, благодаря которым и наш клуб, и Петрозаводск стали известны по всей России и по всей Европе, от шведского Стокгольма до французского Бреста.
Пётр Первый и яхтинг
- А с чем связано такое невнимание к Вашим нуждам? Ведь вроде бы всем понятно, что туризм в Карелии нужно развивать, а деревянное судостроение, воссоздание судов по старинным чертежам - это наша уникальная особенность, больше нигде в России такого нет?
- Мне кажется, это связано с тем, что мы не представляем из себя интересный бизнес. У нас сейчас как? Купи-продай, построй супермаркет. Это люди понимают. А вот то, что «Полярный Одиссей» вернул из небытия, из прошлого в нашу реальную жизнь утраченные корабли, увы, плохо воспринимается. Туристы приезжают в наш город, начинают искать наш музей - так ведь с трудом находят! Большинство петрозаводчан даже и не знает, где он находится. И это - вторая причина нынешнего положения. Мы живём в Петрозаводске, граде Петра. Когда Пётр Первый создавал флот, то он, попутно, основал и - яхтинг. Яхтинг сейчас воспринимается как увлечение богатых людей, спорт и дело несерьёзное. Но это идёт от непонимания сути явления. Яхтинг - это, по сути, народное судовладение. Купили лодку? Это уже - гребная яхта, а вы участвуете в яхтинге. Любой национальный флот представляет из себя пирамиду, фундаментом которой служит массовый, народный флот: сотни тысяч людей, которые владеют яхтами, лодками, катерами. Чуть выше этажи - флоты промышленный, рыболовный, и вершина - военно-морской флот, опора могущества страны. Но у нас нет этой пирамиды. Люди уткнулись в свои грядки и не понимают, что живут рядом с огромным водным богатством. Фактически это - золотоносная жила. К примеру, сейчас в нашем центре разработаны проекты компактных парусных судов на трёх-четырёх человек типа «Пилигрим». Они очень компактны, дёшевы, могут двигаться - под парусом, на вёслах, с мотором, и представляют собой фактически плывущий дом. Но в Карелии не нашлось тех, кого это могло бы заинтересовать, и проектом занялись москвичи. А ведь кому как не нам обзаводиться подобными небольшими судами и покорять наши многочисленные озёра? Но, видимо, дождёмся того, что будем покупать собственные разработки за большие деньги где-нибудь в Подмосковье.
Голландцы под российским флагом
- А кроме финансирования каким образом государство могло бы помочь развитию массового народного флота?
- На уровне республики, конечно, хорошо было бы воссоздать то, что было совсем недавно - хотя бы пункты проката лодок, морскую школу ДОСААФ. Сейчас ведь даже у речного училища в Петрозаводске нет своего флота, и ребята проходят практику в нашем центре, так как они обучаются здесь тому, чего они никогда не узнают на «больших» судах. На федеральном же уровне надо формировать общественное морское сознание, чтобы люди понимали, какие возможности открывает перед ними водная стихия. Для этого, кстати, необходимы и изменения в государственной политике открытия наших водоёмов для мира. Ведь сейчас иностранцам на своих яхтах крайне трудно, практически невозможно путешествовать по нашим рекам и озёрам - согласования надо начинать чуть ли не с МИДа, и везде платить деньги. Сейчас к нам на стоянку заходила голландская яхта, так чтобы им зайти в нашу систему, пришлось сдать судно в аренду и путешествовать под российским флагом. Кто, кроме энтузиастов, способен преодолевать такие трудности? А ведь для иностранцев наша страна, и особенно Карелия, настоящий рай - множество рек, озёр, заповедные места, рыбалка, отдых. И они повезли бы к нам деньги, закупали бы наши продукты, наше горючее, пользовались бы нашими причалами. Нам что, эти деньги - лишние? Но, увы, при Ельцине - после того, как он посетил наш музей, и я ему рассказал о ситуации - наступили лёгкие послабления по его личному указанию. Однако после смерти Ельцина вновь всё вернулось, режим секретности восстановился. Вот сейчас мы собираемся в европейское турне, будем собирать подписи за отмену виз между Россией и ЕС, пропагандировать нашу страну, рекламировать нашу республику, а в глубине души у меня теплится надежда: показать и нашим бюрократам, как свободно осуществляется подобное передвижение по странам Европам.
- Попутного ветра и спасибо за беседу!