В 2009 году ОАО «АК «Транснефть» получила положительные заключения государственной экологической экспертизы Ростехнадзора и Федерального агентства по рыболовству по трем важнейшим инвестиционным проектам. Компании дано «добро» на строительство второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и завершение сооружения нефтепровода БТС-2. Вторая очередь ВСТО протянется от нефтеперекачивающей станции (НПС) «Сковородино» на Трансибе до спецнефтепорта Козьмино на берегу Тихого океана. До окончания сооружения второй очереди нефтепровода нефть из Сковородино будет доставлять в Козьмино по железной дороге.
Протянут трубу до Тихого океана к 2013 году, а завершение строительства БТС-2 намечено на 2011 год. Экологическую экспертизу в Ростехнадзоре прошел и проект заключительного участка БТС-2: от нефтеперекачиващей станции №7 (НПС-7) до терминала в порту Усть-Луга с ответствлением на Киришский НПЗ, а также сеть связи вдоль всего нефтепровода. На эти проекты, сообщили в компании, также получено положительное заключение Федерального агентства по рыболовству.
Рыба не пострадает
«Нефтепровод БТС-2 начинается у брянского города Унеча и тянется вдоль границы России до балтийского порта Усть-Луга. Трасса пересекает 288 водотоков, из которых 90% относятся к объектам первой и высшей рыбохозяйственой категории (то есть играют важную роль в снабжении свежей рыбой местного населения – ред.). Нефть из трубы ни в коем случае не должна попасть в реки во время работы нефтепровода», - рассказывает Андрей Данильянц, референт Союза экологических организаций. Даже прокладка трубы идет с условием, что в водоемы не попадет технологическая вода, уточняет эксперт. Воду для гидроиспытаний трубы строители берут в реках с наименьшей плотностью обитания рыб. Каждый водозабор снабжен специальными рыбозащитными сооружениями, пояснили в пресс-центре БТС-2.
При гидроиспытаниях участки нефтепровода заполняются водой при высоком давлении, что позволяет проверить герметичность трубы перед подачей нефти. Для снижения расхода воды после испытания одного участка она перекачивается на следующий. После гидроиспытаний вода из трубы не сбрасывается напрямую в реки, а проходит естественную очистку до нормативных значений в специальных гидроизолированных амбарах. Для укладки по дну реки роют специальную траншею, так что труба находится ниже уровня дна, где ее не смогут повредить якоря лодок и другие предметы.
Экология проекта потребовала использования спецсредств. Надо знать, что более 50% трассы БТС-2 проходит по топям и болотам. А нефть легче воды и, чтобы нефтепровод не всплыл на поверхность, оставаясь лежать в безопасности на дне болота, к трубе крепят специальные утяжелители и контейнеры с балластным грунтом.
Для предохранения трубы от коррозии используют специальные покрытия из экструдированного полиэтилена толщиной 3,5 мм. Все трубы перед укладкой в траншею в обязательном порядке принимает комиссия, куда входят представители подрядчика, заказчика, завода-изготовителя, транспортной компании и технадзора. В «Транснефти» разработаны специальные инструкции по бережному обращению с такими трубами.
Нефти больше – вода чище?!
К слову, экологическим ориентиром для строителей БТС-2 служит нефтепровод БТС-1, протянувшийся от Ярославля до балтийского порта Приморск. Нефтепровод вступил в строй в 2001 году, и до сих постоянный мониторинг состояния почвы, воды и воздуха в районе пролегания трубы ни разу не выявил превышения предельно допустимых концентраций нефти. «Такой парадокс портовики достигли после того, как «Транснефть» обязала все входящие в порт танкеры сливать в порт чистую воду, предварительно закачанную в море», - объясняет Данильянц. Были случаи, когда танкеры брали для балласта грязную воду прямо в портах отгрузки нефти, хоть и редко. «В порту берется анализ балластной воды, в случае превышения ПДК вредных веществ их просто не примет порт. В этом году таким образом завернули два танкера. Это огромные убытки для перевозчиков, все сразу все поняли», - удовлетворенно поясняет эксперт. Аналогичная схема и мониторинг будет вестись и вдоль трассы БТС-2. Кроме того, после окончания строительства предусмотрен мониторинг рек, наиболее ценных для добычи рыбы.
"Не было еще ни одного случая, чтобы в «Транснефти» не приняли меры по нашим замечаниям», − заявил заместитель заведующего отделом русловых вод Государственного гидрологического института Виктор Католиков, который непосредственно работал над проектом БТС-2 в части пересечения водных преград. По словам эксперта, при строительстве нефтепроводов подрядчики строго придерживаются проекта, поэтому выявленные нарушения всегда минимальны.
Строительство нефтепровода БТС-2 − один из немногих крупных инфраструктурных проектов, строительство которого не сопровождалось протестами экологов. В «Транснефти» уверены, что никаких опасных для экологии последствий нефтепровод БТС-2 и порт Усть-Луга иметь не будут, в чем убеждает восьмилетный безаварийный опыт эксплуатации нефтепровода БТС-1 и порта Приморск.