В связи с разработкой месторождения Партомчорр началось глобальное строительство промышленной дороги, существование которой может нанести колоссальный ущерб заполярной природе. Изменить ситуацию возможно, если в Хибинах будет создан национальный парк. За эту идею борются общественные организации.
Корреспондент «АиФ на Мурмане» встретилась с координатором проекта МООО «Кольский экологический центр» Михаилом Рыжовым и узнала, как изменить ситуацию.
Идея не нова
- Вы боритесь за создание в Хибинах национального парка. Но насколько я знаю, эта идея существует довольно давно…
- Идее создания в Хибинах национального парка в этом году исполняется 95 лет. Впервые её высказал знаменитый географ Веньямин Петрович Семёнов-Тяньшаньский, отметив, что Хибинские горы – наиболее показательная территория, которая, уже тогда находилась неподалеку от железной дороги, а это несомненное преимущество для развития туризма. Позже эта идея вспоминалась в 30-е годы во время разработки апатитовых месторождений. Даже Александр Евгеньевич Ферсман, чьими стараниями начиналось промышленное освоение Хибин, говорил, что это уникальный район, где должна развиваться не только горная промышленность, но и туризм. Иными словами, развитие туризма в Хибинах происходило одновременно со становлением горнопромышленного комплекса.
- Получается, туризм на Севере возник довольно давно?
- Вообще, туризм в Хибинах возник как массовое явление 80 лет назад. Биологи и географы из раза в раз поднимали идею того, что в этом месте нужно создавать охраняемую природную территорию. Но поскольку развитие промышленности в регионе набирало обороты, в правительстве решили, что заповедник области нужен, но организовать его лучше не здесь. Вот так и был создан Лапландский заповедник. Тем не менее, по своему биоразнообразию и концентрации редких растений Хибины намного богаче. Но Лапландский Заповедник, в отличие от Хибин, имеет особый юридический статус, а его территория считается эталонной.
- А когда возникла идея присвоить Хибинам статус национального парка?
- В 70-х годах всем стало очевидно катастрофически разрушающее действие горной промышленности на природу. И вновь учёные заговорили о том, что Хибинам нужна охраняемая природная территория, иначе мы просто потеряем эти горы. Позже в законодательстве появилась градация природных объектов, в которой и значилось определение национального парка. Попросту говоря, это открытая для посещения охраняемая природная территория. Как только в нашем законе появилось понятие нацпарков, встал вопрос о присвоении Хибинам этого статуса. К 2000 году все необходимые документы были подготовлены и переданы на согласование властям. Но процесс присвоения нового юридического статуса застопорился и с новой силой возобновился лишь в 2006 году в связи с разработкой месторождения Партомчорр. (Статус национального парка сможет оградить от разрушительных последствий промышленных разработок, - Прим. ред.)
Дорога в никуда
- Пока Хибины не получили статус нацпарка, наверное, природе уже нанесён значительный урон?
- Сейчас в Хибинах вовсю идёт вырубка леса. Компания, ведущая разработку месторождения, хочет проложить промышленную дорогу, которая будет рассекать восточную часть Хибин пополам. Промышленники заверяют, что по этой дороге будут ездить и туристы, но даже с точки зрения безопасности это невозможно!
Месторождение Партомчорр очень бедное и нерентабельное. Экономического эффекта от него не будет. Как говорится, игра не стоит свеч. Разработка этого месторождения была бы выгодна при истощении основных месторождений – Апатита, Оленьего ручья, а там запасов ещё очень много…
- А как региональные власти относятся к этой проблеме?
- Правительство области дистанцируется от этого скандала. Скорее всего, власти стараются усидеть сразу на двух стульях – чтобы и экологи были довольны, и промышленники. Но так не получится: в случае, если дорога будет построена, работа над созданием национального парка станет бессмысленна.
- Но если дело о строительстве дороги уже получило ход, как можно исправить ситуацию?
- Мы пытаемся добиться того, чтобы дорога от Партомчорра направлялась в сторону Северо-Запада, как это предполагалось изначально. Важно другое: результат наших усилий непредсказуем. Можно предположить, что промышленное лобби очень сильное и способно изменить любые решения. Но в истории нашей страны уже были прецеденты, когда подобные ситуации решались в пользу общественности.