От брянских лесов до прибрежной Усть-Луги
Новый нефтепровод начинается от нефтеперегонной станции «Унеча», расположенной на трассе нефтепровода
«Дружба» перед самой границей с Белоруссией. Он пройдёт по территориям Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Конечная точка трубопровода − балтийский порт Усть-Луга.
Давно на территории Брянщины не начиналось такого грандиозного строительства, которое затронет территорию четырёх районов: Унечского, Суражского, Мглинского и Клетнянского. Соответственно, и огромное внимание к проекту со стороны руководства области. Губернатор области Николай Денин дал указание образовать
комиссию для оперативного устранения всех проблем, «которые могут возникнуть при отводе участков под строительство, получении кадастровых паспортов, прокладке дорог вдоль нового трубопровода». По мнению губернатора, проект принесёт области пользу, так как «подрядчикам экономически выгодно привлекать местных жителей для различных работ на новой стройке – нет проблем с расселением рабочих, не надо платить командировочные». В четырёх районах Брянщины строительство нефтепровода позволит успешнее решать проблемы занятости населения. Кроме того, считает администрация, «при строительстве должны использоваться материалы, производимые на предприятиях региона».
Все запланированные работы проводятся своевременно и качественно, констатировали участники совещания по строительству БТС-2, состоявшегося 7 мая в администрации области.
Ситуацию с реализацией проекта обсудили заместители губернатора Евгений Кузавлёв, Пётр Белозор, Николай Симоненко, представители областных органов власти, дирекции по строительству нефтепровода, подрядчики,
главы районных администраций. Заместитель директора по строительству БТС-2 Александр Крючков сообщил, что к середине мая будет доставлено 3 километра труб в Унечский район и 2 километра – в Суражский. К 25 мая строители приступят к волнующему моменту – укладке в траншею первых метров трубопровода.
Экологии – особое внимание
Времена безответственного отношения к природе в России прошли навсегда. Сегодня каждый экологически
опасный объект проходит серьёзную экспертизу. На территории Брянской области строительство нефтепровода
будет проходить по территории сельскохозяйственных земель и лесным массивам. На совещании в администрации области обсуждалось, как максимально сократить возможные потери.
У компании «Транснефть» имеется огромный положительный опыт безопасного строительства и эксплуатации
нефтепроводов. Первая очередь БТС – это одна из самых совершенных нефтетранспортных систем в мире, утверждают в компании. Здесь сосредоточено всё лучшее, что достигнуто в мировой практике строительства и эксплуатации нефтепроводов.
Используемая компанией система рационального природопользования и защиты природы имеет многоуровневый
характер и практически исключает сколько-нибудь негативное воздействие трубопровода и других объектов его инфраструктуры на воду, почву, воздух. Экологическая безопасность БТС-2 проектируется с учётом уже имеющегося опыта первой очереди проекта, защита окружающей среды на всём протяжении трассы от Унечи до Финского залива будет обеспечена по самым высоким мировым стандартам.
Через петровское окно в обход Прибалтики и Украины
Необходимость строительства БТС-2 зрела давно, с момента распада СССР, когда западные маршруты экспорта российской нефти оказались под контролем прибалтийский стран, Белоруссии и Украины. Михаил Демурин, замдиректора второго Европейского департамента МИД РФ, напоминает, что Прибалтика, через порты которой шёл экспорт в советское время, в 1998 году первой присоединилась к нефтяному эмбарго против Югославии.
Но Россия показала, что может обойтись без латвийского порта в Вентспилсе, используя завоёванные ещё Петром Первым земли Финского залива – наше традиционное «окно в Европу». В декабре 2001 года заработал нефтепорт Приморск в Ленинградской области и нефтепровод БТС-1, которые смогли заменить латвийский маршрут. Миллионы долларов за транспортные услуги по транспортировке нефти остались в России.
Строительство БТС-2 началось очень вовремя, говорят эксперты. Президент Украины Виктор Ющенко настаивает на скорейшем переводе нефтепровода Одессы-Броды в режим перекачки азербайджанской нефти от Чёрного моря в сторону стран Восточной Европы. Как сообщил вице-премьер Игорь Сечин, такая работа нефтепровода создаёт запрет на поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии по действующему ныне нефтепроводу «Дружба».
Конфликт по поводу режима работы нефтепроводов на территории Украины, указывает ведущий аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, в очередной раз демонстрирует, какая закамуфлированная борьба идёт за сферы влияния и распределение энергоресурсов и финансовых потоков. Строительство БТС-2 позволит России диверсифицировать маршруты экспорта и снизить политические риски от стран – транзитёров нефти.
Новый нефтепровод создаст дополнительные рабочие места в регионах, по которым он будет проходить,
и позволит пополнить налогами местные бюджеты.
Построить первую очередь нефтепровода мощностью 30 млн тонн нефти в год «Транснефть» собирается в очень сжатые сроки – к декабрю 2010 года. На втором этапе мощность нефтепровода будет увеличена до 50 млн тонн, из которых 12 млн тонн будет поступать по специальному ответвлению на Киришский нефтеперерабатывающий
завод