Примерное время чтения: 8 минут
190

По кругу. О геометрии пассажироперевозок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. аиф 26/11/2014
Лидия Иваненко / АиФ

Государственный общественный транспорт сохранился далеко не во всех городах. В Псковской области он есть. Правда, и проезд на нём стабильно становится дороже. Вот и в последние месяцы сначала на 50 рублей подорожал месячный проездной билет для граждан, потом ещё на 50 – для организаций. На очереди – разовые поездки. Вот и подумали – а доведётся ли ездить на автобусах в ближайшее время? Или впереди уже маячит перспектива перейти на маршрутки? На все вопросы ответит генеральный директор ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» Александр Гизбрехт.

Лариса Андрюшина, PSKOV.AIF: Александр Петрович, когда увеличится стоимость разовой поездки в автобусе? И на сколько?

Фото: АиФ / Лидия Иваненко

Александр Гизбрехт: Повышение стоимости проезда обусловлено экономической ситуацией. В течение года уже повысились цены на энергоносители, газ, не говорю уже о продуктах питания. А мы тарифы на проезд не поднимали с мая прошлого года. Поэтому стоимость проезда, несомненно, увеличится – процентов на 10. На городском транспорте – до 20 рублей. Конкретные сроки зависят от комитета по тарифам, документы мы уже давно подали. На мой взгляд, на семейном бюджете увеличение стоимости проезда на 2 рубля существенно не отразится, и в то же время поможет предприятию выжить. В день мы перевозим более 100 тысяч человек.

Некуда деться

- Существенно – несущественно, но обратила внимание, что после подорожания всё больше псковичей начинает ходить на работу пешком. Не опасаетесь пассажиров растерять?

- Конечно, опасаемся. Тенденция к снижению пассажиропотока прослеживается из года в год, зачастую независимо от тарифа. Вопрос в другом: это бюджет не позволяет пользоваться или, наоборот, люди предпочитают добираться на своих машинах? По статистике, на 200 тысяч населения в Пскове приходится около 90 тысяч автомобилей. Пять лет назад было 75 тысяч и ни малейшего намёка на пробки. Любопытный факт: если 5 лет назад средняя скорость передвижения автобусов по областному центру составляла 15-16 километров в час – вместе со всеми остановками, то сейчас – 13-14. А сейчас мы вынуждены предупреждать пассажиров, что автобус может выбиться из графика до получаса. К примеру, с улицы Рокоссовского до вокзала автобус может доехать за 30 минут, иногда из-за пробок время в пути увеличивается до 1 часа.

- В нынешних условиях города с кольцевой планировкой и тремя мостами с этим можно как-то бороться?

- Если бы выделить специальные полосы для автобусов хотя бы на трёх улицах – Юбилейной, Коммунальной и Рижском проспекте, тогда, наверное, время нахождения на маршруте уменьшилось бы. А так поток стоит – и автобусу некуда деться. Даже строительство нового моста, которое планируется для того, чтобы замкнуть кольцевую – питерскую трассу с рижской, отчасти город разгрузит, но не настолько, как нам хотелось бы. И потом, непонятно, когда он появится.

Обычная история

- При назначении на должность вас представляли чуть ли не как кризисного управляющего. Каково финансовое состояние предприятия, и чем это грозит пассажирам - сокращением маршрутов, рейсов?

Фото: АиФ / Лидия Иваненко

- Экономическое положение на самом деле тяжёлое. Высока кредиторская задолженность – налоги, платежи во внебюджетные фонды, в том числе и за горюче-смазочные материалы. Как бы там ни было, у нас работают 1,5 тысячи человек – хоть в среднем заработная плата и невелика, чуть больше 20 тысяч рублей, что ниже средней зарплаты по городу. Причём, большинство работников перерабатывает, и существенно. В противном случае зарплата была бы гораздо ниже – обычная история.

- За приобретённые автобусы рассчитались?

- Долги есть - заёмные средства, лизинговые платежи. Но в моём понимании  это не самое страшное. Если предприятие не будет закупать автобусы - перестанет развиваться, стагнирует. Поэтому заёмные средства, думаю, были, есть и будут – весь мир так живёт. Вопрос в другом. Наши доходы - даже с учётом субсидий, компенсаций из бюджета области - не покрывают расходов. И если говорить о планах на 2015 год, то мы ищем резервы – внутри, вне предприятия. Безусловно, цены на ГСМ продолжат свой рост. А эта статья расходов занимает у нас достаточно большую долю. А потом дорожают резина, запчасти и т.д.… К сведению, даже на отечественных автобусах 30-40 % импортных запчастей, а их стоимость, сами понимаете, связана с курсом валют.   Мы это понимаем и пытаемся подготовиться к изменениям, которые неизбежно произойдут в экономике. Кстати, администрация области выделяет деньги на новые автобусы, надеемся купить 54 единицы. С новым автопарком не нужно тратить столько средств на ремонт. Мы и сами изыскиваем деньги на обновление автобусов. Займы и лизинг - это те схемы, которые позволяют это сделать, не вкладывая единовременно огромные средства.

- Вы и систему Глонасс внедрили, и wi-fi…

- Система Глонасс позволяет видеть автобус на маршруте, это один из инструментов управления транспортом. И wi-fi, без сомнения,  продолжим внедрять - удобная вещь. На маршрутах, где автобусы переполнены, вряд ли удобно и уместно им пользоваться, но на пригородных и междугородних – вполне. В конечном счёте, любое предприятие из сферы услуг должно быть заточено под клиента.

Закольцевать?

- Читатели чаще всего звонят нам со вполне обыденными просьбами – не уменьшать количество рейсов, продлить маршруты. Например, часто обращаются дачники из «Пристани».

Фото: АиФ / Лидия Иваненко

- Не нужно забывать, что дачные маршруты носят сезонный характер. Летом действительно людей много ездит, осенью – гораздо меньше. Тем не менее, каждый вопрос рассматриваем конкретно. Например, планируем продлить маршрут автобуса № 8а до дачного товарищества в зимнее время. При этом я всё-таки попросил его контролировать - будет ли отдача? Существенная разница – возить одного человека или 10.

- Каков порядок введения новых маршрутов, изменения старых? Сейчас жители нового микрорайона деревни Родина просят автобус.

- К сожалению, нынешние застройки с транспортниками не согласовывают. К примеру, можно было бы закольцевать Запсковье – от улицы Алёхина - с Завеличьем, но ширина проезжей части не позволит этого сделать. Автобусу ни проехать, ни развернуться. И в новых микрорайонах большинство улиц «зажаты». Чтобы такие вопросы снимать изначально, представитель автотранспортного предприятия обязательно должен входить в состав комиссии по планированию микрорайонов. Но есть и другой подход: подрядчик по собственной инициативе пригласил нас в Писковичи, где ведётся застройка, чтобы мы дали предложения по размещению автобусных остановок и организации доставки населения.

- Какие-то маршруты в ближайшее время изменятся?

- Администрации Пскова мы предложили закольцевать автобусные маршруты №№ 2а, 25 с ул. Коммунальной на ул. Западную, Кузбасской дивизии, Юбилейную и далее по существующим маршрутам. Там требуется снести пару световых опор на повороте и оборудовать 3 остановки. Наше предложение обещали поддержать. Кстати, маршруты чаще меняются благодаря транспортникам. Новый маршрут на Запсковье - №25 – открыли по нашей инициативе. А ведь люди даже подумать не могли, что автобус будет ходить по улице Ипподромной! И дорога там плохая была. Пустили автобус – сделали дорогу... Если люди считают, что где-то необходимо маршрут удлинить, изменить – пусть обращаются прямо к нам. Готовы рассмотреть все предложения. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах