В Псковской области указом губернатора Михаила Ведерникова на время карантина остановлена работа так называемых «наливаек»: точек по продаже спиртного, мимикрирующих под кафе, чтобы избежать ограничений, связанных со временем торговли алкоголем. Поводом для этого стали жалобы на нарушение санитарных норм в период эпидемии. Однако бизнесмены незамедлительно начали искать новые способы контакта с клиентами.
Пить будут меньше
Жители многоквартирных домов, спокойной жизни которых долгое время мешало соседство с «наливайками», - попробуй-ка поспи, когда под окнами шум и пьяные драки, - теперь могут вздохнуть с облегчением. Это как раз тот случай, когда говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло.
20 апреля в рамках ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением коронавируса, глава региона ввел запрет на розничную продажу разливного пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре и медовухи в объектах розничной торговли, расположенных в многоквартирных жилых домах. Кроме того, запрет также распространяется на заведения в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях и сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов.
Принятое решение глава региона прокомментировал в своем Instagram. «Нет ничего плохого и в продаже алкогольных напитков на розлив, если процесс организован в соответствии с законом и здравым смыслом. Однако сейчас число жалоб на наливайки и разливайки - а на них жители Псковской области активно жаловались и до коронавируса - превысило все разумные пределы», - заявил он.
Губернатор отметил, что к нему поступает «шквал сообщений» о нарушениях или полном игнорировании требований санитарно-эпидемиологической безопасности в таких заведениях. При этом их владельцы отказываются идти на контакт и не слышат ни жителей, ни контролирующие органы. «Итог логичен, предсказуем и закономерен, - резюмировал Михаил Ведерников. - Всех предупреждали неоднократно, так что без обид».
При этом Михаил Ведерников подчеркнул, что запрет работы «наливаек» - это не антиалкогольная кампания, поскольку псковичи в самоизоляции и так стали меньше употреблять спиртного. Хотя до этого многие эксперты переживали, что россияне на карантине начнут спиваться.
И в самом деле: по данным директора расположенного в Пскове торгового центра «Империал» Николая Рассадина, спрос на алкоголь в период с 15 марта по 15 апреля 2020 года оказался ниже, чем в аналогичный период прошлого года. По слабоалкогольным напиткам спрос упал на 68,4%, по крепкому алкоголю – на 70%.
«Вредный бизнес»
- Губернатору, наверное, тяжело было принимать это решение, но большинство жителей ему аплодируют. Огромное ему спасибо от всего Союза женщин России, - говорит председатель регионального отделения этой общественной организации Наталья Никифорова. - Эта мера у нас давно назрела. «Наливайки» расцвели, как борщевик. Вопрос их закрытия мы неоднократно поднимали в Общественной палате области. Работа «наливаек» - это полный беспредел. Они не соблюдали никакого режима и графика, молодежь могла в любое время суток приобрести спиртные напитки.
А главный врач Псковской городской поликлиники Галина Неваленная считает, что закрытие «наливаек» будет способствовать соблюдению режима самоизоляции.
- Работа наливаек давно вызывала нарекания у жителей города, - сказала она. - Я думаю, что в данной ситуации это необходимая мера. Их закрытие будет способствовать уменьшению контактов между людьми, а, значит, снизит риск заражения.
Солидарны в этом вопросе с региональными властями и региональные депутаты, в том числе представители оппозиционных партий. Лидер фракции ЛДПР в областном Собрании Антон Минаков высказался жестко:
- Наливайки не должны работать ни во время пандемии, ни после, - сказал он. - Такой бизнес наносит вред. Пусть люди идут в сетевые магазины, там сертифицированный алкоголь, а в «наливайках» непонятно, откуда взялся.
По звонку и на вынос
«Наливайки», впрочем, с запретом не смирились, и незамедлительно стали искать лазейки, чтобы его обойти. «Обслуживание навынос! Без посещения помещения. Звоните в звонок», - гласило объявление на двери одного из магазинов разливного пива. В другом заведении бутылки с разливным пивом были выставлены на стуле перед входом.
Эти ухищрения были выявлены полицейскими в ходе состоявшегося на минувшей неделе рейда. В отношении собственников торговых точек были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьей 20.6.1. КоАП РФ: «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Они направлены в Псковский городской суд для рассмотрения и принятия решения.
Остается дождаться, какие решения будут вынесены по этим протоколам. Впрочем, не вызывает сомнения тот факт, что владельцы «наливаек» продолжат пытаться сохранить свой бизнес при молчаливой поддержке тех псковичей, которые всегда были их завсегдатаями.
При этом стоит напомнить, что не так давно Федеральное Собрание одобрило проект закона, который даст право региональным властям самостоятельно решать, на каких условиях «наливайки» смогут (и смогут ли вообще) работать в регионах. А значит, последнее слово в этой истории в любом случае не сказано.