652

Тайны карельских староверов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ - Карелия" 09/09/2009

История Выговского общежития – одна из самых интересных, но малоизвестных страниц истории нашего края.  Церковная реформа патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче разделила русскую церковь на старообрядчество разных толков и православие. Правительство развернуло массовые репрессии против раскольников. В 1694 году старец Корнилий, Данила Викулов, Семён и Андрей Денисовы создали в нынешнем Олонецком районе Карелии Выгорецкое старообрядческое общежительство, с мужским и женским монастырями.

«Число раскольников в Выговской обители братьев Денисовых в 1729 году составило 12488 человек». Для сравнения - население губернского города Петрозаводска только через 200 лет, к 1914 году, превысило численность в 12 000 человек. На основе некоторых скитов возникли настоящие духовные оплоты, средоточия самобытной культуры. Их жизнь протекала обособленно от официальных центров России и известна нам недостаточно полно. А между тем в этой жизни немало загадочного...

Алхимики из скитов

Несколько лет назад на выставке герметической литературы в Москве и Петербурге можно было увидеть необычную книгу. Казалось, что она попала сюда по ошибке: написанная от руки церковнославянским шрифтом, с яркой старинной заставкой, она напоминала молитвенник. Книга вышла из мастерской Выговской поморской пустыни — северного оплота старообрядчества. Но в книге — не духовные стихи и не правила «старой веры». Это сокращённый пересказ учения Раймунда Луллия — знаменитого алхимика XIII-XIV веков! И составлено это изложение не каким-нибудь случайным, временным обитателем Выговской пустыни, а её настоятелем Андреем Денисовым. Раймунд Луллий, философ и тайновидец с острова Майорка, не был авантюрным искателем легкой наживы путём «златоделия» (как нередко представляют алхимиков). Его алхимия прежде всего духовна и представляет собой попытку создать (на платоновско-герметической основе) всеобъемлющую науку или искусство познания мира.

Особое значение Луллий придавал каббалистике, которая органично входила в его систему и которую он понимал как «книгу живой природы», «мистическую геометрию» Божьего мира. В 1725 году настоятель Выговской пустыни Андрей Денисов подготовил сокращённое изложение работы   — «Малую книгу». Он особо выделил в духовной алхимии Луллия «великую науку каббалистичную».  «Великую науку» и «Малую книгу» в XVIII веке читали крестьяне-старообрядцы, фабричные люди и купцы в Москве, Петербурге, Воронеже, Курске, на Соловках... Но вряд ли везде это делалось открыто. Старообрядцев уже не сжигали в срубах, но отношение к любой «ереси» было настороженное. А ведь в Выговской пустыни её духовный глава без помех трудился над книгой западного тайновидца! 

Страна Выгореция

В XVIII веке, преодолевая трудности жизни в северных лесах и недоброжелательство властей, Выговская пустынь окрепла. И не просто окрепла — разрослась в целую старообрядческую страну Выгорецию, которая простиралась на десятки вёрст. Через леса и топи пролегли дороги к Онежскому озеру и Белому морю. А Данилово (названное в память о Даниле Викуличе) стало столицей Выгореции, настоящим монашеским городом (площадью в несколько квадратных вёрст) с двух- и трёхэтажными добротными домами и часовнями. А те, кто желал вступить в брак, переселялись в скиты. В Выговской пустыни была собрана богатейшая библиотека, писались и переписывались сотни книг, здесь сложились своя иконописная школа (развивавшая традиции «северных писем» XV-XVII вв.) и школа художественного литья. Андрея Денисова заботило и обучение детей (в молодости он сам под чужой фамилией тайно учился в Киеве у Феофана Прокоповича).

На Выгу с уважением относились и к западной культуре  (как видим, даже к алхимии), полагая, что образованность совместима с чистотой веры. Полтора века существовала Выгореция. В одном из сложенных здесь духовных стихов есть слова: «Да возможем в тишине Бога присно пети...» Не сбылась мольба пустынников. В 1857 году Выгореция разделила участь многих старообрядческих скитов Европейской России. Дома и часовни были разрушены, книги и иконы увозили телегами... Погибло и многое из того, что пытались спасти в лесах, у последних «скрытников». Сани, на которых старообрядцы тайно везли наиболее ценные книги, провалились под лёд на Выгозере, и канула древняя мудрость в озёрную пучину... Через полвека после разорения обители М.М. Пришвин увидел на Выгу лишь обветшавшие врата обители, покосившиеся поморские кресты на кладбище да полуразрушенные часовни в дальних скитах...

 Однако легенды о Выговском общежительстве продолжают жить и поныне. Экспедиция 2009 года, организованная автором материала и основанная на многолетнем изучении архивных материалов, сохранившихся легенд и «деревенских поверий»,  обнаружила  остатки старообрядческого кладбища и  деревни, основанной в своё время бежавшими с Выга раскольниками. Она находилась в окружённом болотами (и до сих пор ещё глухом) месте того же района современной Карелии, где располагалась и сама Выговская пустынь.

Именно с этой деревней связаны некоторые предания о захороненных в ней наиболее ценных сокровищах, вывезенных с Выга, и часто ценой собственной жизни не предавших старообрядческих духовных идеалов «пустынников», спасённых и бережно схороненных в более безопасном месте. Собственно, обнаружение этой таинственной деревни и являлось основной целью нынешней экспедиции, поэтому серьёзные исследования будут продолжены. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах