Первоначально принять участие в этом поистине масштабном действии изъявили желание 36 военно-исторических клубов России, но на самом деле их оказалось более 50. Только из Польши приехали сразу два - всего в этой делегации официально было заявлено 24 рыцаря с оруженосцами. Если же добавить гостей из Латвии, Беларуси, Украины, а также со всей России – Казани, Саранска, Иркутска, Улан-Удэ, Екатеринбурга – то можно считать, что нынешний «Железный град» побил все географические рекорды. Для того чтобы разместить войско (а это почти 1000 человек!), было принято решение разбить лагерь вне пределов крепости.
Сорок пять минут на экипировку
Сразу же оговоримся, что не всем это понравилось, кое-кто из зрителей полагал: всё должно быть, как говорится, в одном стакане. Между тем, по словам руководителя проекта Олега Лукьянова, такой неожиданный организационный ход помог избавить фестиваль от многочисленных проблем, связанных с излишней толчеей.
- Кто хотел наслаждаться средневековой атмосферой, тот без особых хлопот находил себе (и своим детям) занятие в самой крепости, а кто хотел поближе посмотреть быт палаточного городка, мог спуститься к самому лагерю. Для этого, собственно, и был организован консультационный пункт, где работники самого заповедника помогали гостям сориентироваться на местности.
- Кроме того, были высказаны претензии и по поводу некоторого несоблюдения расписания праздника, - продолжает наш собеседник. - Но в таких случаях мы обычно обращали внимание зрителей на, скажем так, специфику самого действа. Ведь для того чтобы полностью одеться, нашему средневековому воину требовалось не менее 45 минут. А если учесть, что в показательных схватках принимало участие несколько сот человек (почти полк!), то отставание от графика для фестивалей такого уровня - дело вполне естественное.
Впрочем, подобные «технологические тонкости» мало волновали многочисленных зрителей: по самым скромным подсчётам, только в первый день в «Железном граде» побывало более 6 тысяч человек. На второй день было чуть меньше – около 2 тысяч, но если добавить сюда ещё и просто «странствующих рыцарей», то всего же в фестивале приняло участие почти 10 тысяч человек, что можно считать ещё одним рекордом Старого Изборска.
Кому фото с палачом?
При этом развлекался народ кто как мог. Желающие запечатлеть себя на память в «объятиях» средневекового палача с удовольствием фотографировались на фоне силача в зловещей красной маске. Те, кто хотел пострелять из лука, изо всей силы растягивали тетиву, а те, кто был воодушевлён молодецкой схваткой, сами брались за мечи и под руководством опытных инструкторов осваивали навыки благородного боя. Не говоря уже о том, что особую атмосферу празднику придавала живая музыка – группа «Белорыбица» не жалела барабанов.
Всё вышесказанное относится, прежде всего, к многочисленной детворе, которая, в отличие от некоторых взрослых пессимистов, веселилась до упаду. И тысячу раз были правы их мамы и папы, которые, прервав августовские дачные «забавы», привезли своих чад в Старый Изборск, чтобы несовершеннолетнее воинство смогло получить, так сказать, наглядный урок истории. И сами взрослые не скучали: для дам полным откровением были дефиле, в ходе которых добры молодцы и красны девицы демонстрировали что и как носили не только воины, но и простые горожане, какие предпочтения тогда царили в одежде и как это богатство (в полном смысле этого слова) нужно было носить. Во всяком случае, и наряд типичных обитателей Золотой Орды, и бояр времён Ивана Грозного, и костюмы средневековых воинов встречали шумными и продолжительными аплодисментами. Псковичи, обычно скупые на эмоции, на этот раз были полны энтузиазма: когда ещё такое увидишь?
Что же касаемо турниров (конных и пеших, групповых и парных, на мечах и на копьях), фаер-шоу – об этом лучше умолчать, потому что те, кто всё это видел, получили истинное удовольствие, а кто не видел, тот пусть просто обзавидуется.
По словам Олега Лукьянова, такой наплыв гостей показал, что «фестиваль из локального постепенно превращается в событие общероссийского масштаба. Не говоря уже о том, что подобные действа способствуют популяризации исторических знаний, делают нас внутренне богаче».
И, если хотите, – мудрее.