Таких музеев в нашей стране, да и в мире – по пальцам пересчитать. С момента открытия музея льна в Печорах здесь побывали сотни посетителей. И каждый находит здесь для себя что то свое, сокровенное, по-своему погружаясь в историю, в ощущения причастности к чему-то далекому, но такому близкому, потаенному, о чем не знал, но чувствовал, повинуясь зову предков.
Нежный батист
Когда-то Псковский край был центром производства льна. Этого уникального материала, который называют «северным шелком», потому что всходы данной культуры способны выдержать заморозки на почве до минус трех градусов. В звукосочетании «лен» таится то, что вызывает у нас, современных людей, ассоциации с приятной прохладой, невесомостью, едва уловимой нежностью, кротостью…
Мы вроде знаем о льне все, и не знаем ничего. Того, например, что, кроме материала на пошив одежды, наши предки широко использовали лен на рыболовные снасти, канаты, корабельные паруса, флаги. Потому что пряжа из льна получается в два раза прочней хлопчатобумажной и в три раза крепче шерстяной. Лен в наши дни – это и прочный брезент, и нежный батист. А для того, чтобы иметь роскошные пышные волосы, девушка причёсывалась тем же гребнем, которым вычёсывают лён.
«Маленький, а весь мир одевает», «Рожь – наша матушка, а лен – батюшка» – говаривали наши предки. Лен был мерилом человеческой жизни – появившегося на свет младенца принимали на льняное полотенце, и опускали закончивших свой земной путь в могилу тоже на льняных полотнах.
Одежду из льна носили долго. И чем чаще её стирали, тем мягче она становилась. Из рубахи отца шили пелёнку для новорождённого мальчика, а сорочка матери шла на изготовление пелёнки для девочки. Считалось, что одежда родителей для младенцев – это своего рода оберег, защита от дурных взглядов и злых людей. Да и потом, старая ткань была мягкой и нежной, приятной для детской кожи.
Есть даже мнение, что, если бы люди чаще носили льняную одежду, многие болезни бы отступили. И труд прядильщиц легким не назовешь - при прядении наши прабабушки часто смачивали нить слюной, чтобы увеличить ее плотность. Иногда от этого их голос сип, а, чтобы этого не случилось, приходилось есть кислые ягоды – клюкву, бруснику, калину.
Театр для детей и взрослых

Музей истории льноводства открыт в рамках информационно-просветительского проекта возрождения льноводства.
«Псковская губерния была центром производства льна. Но связь с этой культурой утеряна уже почти 15 лет», – говорит инициатор и исполнитель проекта музея Юрий Гуренко.
Перед посетителями открывается настоящая история льноводства. В экспозициях представлены льняные ткани, традиционная одежда, старинные прялки, бумага из льна, коллекция льняной женской и мужской одежды и даже бумага из льна. А также образцы русского ткачества: узорчатые скатерти, полотенца, набожники, занавески, фартуки, коврики, салфетки.
Интересно, что организаторы музея видят экскурсии для посетителей в виде костюмированного театрализованного представления для взрослых и детей. Такой формат не фишка креативности музейных работников и не дань моде. Просто для нас, сегодняшних, все, что представлено в экспозиции – это оживающая сказка.
Появление музея льна в Псковской области можно считать символичным. Наши края насквозь пропитаны историей. И она была бы неполной без присутствия его Величества Льна.
Лён проделывает огромный путь, прежде чем воплотиться в очередной рубахе. После сбора льна его вымачивали продолжительное время, затем сушили и уже потом, когда стебли становились ломкими и хрупкими, мяли на специальных станках и приспособлениях - льномялках: от простых деревянных до металлических, уже больше похожих на станки. Затем наступал черед более тщательной обработки. Трепание при помощи соответствующего инструмента, трепала. После этого лен очёсывали щётками и гребнями различной величины. Чем мельче щётка, тем лучше и качественней выходило волокно, готовое для пряжи. Следующий шаг - обработка этой самой пряжи. Осуществлялась с помощью прялок, веретён, мотовил и только после начиналось тканье. Оно выполнялось на многосложных и внешне выглядящих совершенно запутанно и непонятно станках - кроснах. После получают пряжу, из которой изготавливается ткань. А уж из неё получается тот или иной наряд.
По экспонатам можно проследить полный цикл ручной обработки льна, начиная с посева и обработки земель для сбора хорошего урожая. Это целая наука, которой в полной мере владели наши предки, придумывая новые и совершенствуя старые орудия и приспособления, такие как соха, плуг, борона и другие.
Знаменитая загадка
Интересно, что лишь в 1530 году каменотес Юргенс из Брауншвейга (Германия) изобрел самопрялку. Суть его усовершенствования заключалась в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. Так прялку стали называть самопрялкой. К ХVIII веку она была уже широко распространена в Европе.
В научном понимании лен – растение, цветущее с июня по август. Плоды созревают в сентябре. Биологи считают, что растение когда-то было завезено из Индии, ведь именно там появились первые льняные ткани. Однако этот факт очень спорный. Лен как растение известен давно, и произрастает он в Канаде, США, Северной Европе, Турции, Индии, Закавказье. Только на территории России выращивают сорок разновидностей льна. Но наиболее распространен лен-долгунец и лен-кудряш. Первый вид выращивают исключительно для получения тканей, а второй – для масла.
В итальянском городе Турине, в церкви Святого Иоанна, хранится кусок полотна длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в который, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Ткань, а это именно льняная ткань, будто бы пропитана пыльцой и как бы обрисовывает слабые контуры цветов, листьев и других частей растений. На полотне имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). По мнению экспертов, изображен мужчина ростом около 1,8 м. Судя по ранам на голове, руках и ногах, можно заключить, что он перенес распятие на кресте. Характер изображенных ран позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, били палками и плетьми, нанесли рану копьем. Все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.
В истории исследований туринского покрывала переплелись тончайшие научные методики физиков, биологов и даже ботаников: исследуются ткань, красители и мельчайшие частицы цветочной пыльцы, застрявшие в нитях ткани и способные указать маршрут путешествия полотна. Факт остается фактом – льняная плащаница – величайшая загадка современности, не разгаданная до сих пор.
По мнению экспертов агропромышленного сектора, вернуть лидирующие позиции в стране по производству льна Псковская область сможет только при условии, что в регионе появится современное предприятие по переработке этой культуры.
Лен называли раньше «псковским золотом», практически в каждом районе Псковской области были льнозаводы. Сейчас они закрыты. Региональная программа по льноводству стартовала в прошлом году, но она не подкреплена финансами. Псковские власти сегодня активно занимаются поиском инвестора, который смог бы построить на территории региона перерабатывающий завод.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть