Какие факторы повлияли на резкое сокращение их численности и есть ли вероятность возрождения этого уникального племени? - эти и другие вопросы наш корреспондент адресовал Хелью Маяк, которая в последние годы возглавляет этнокультурное общество народности сето.
«Пятый пункт»
- Хелью Александровна, в своё время всех стригли под одну гребёнку, не признавая такой национальности, как сето. Не так ли?
- Конечно. Лично у меня в графе паспорта «национальность» было прописано эстонка. Да, я училась в эстонской школе (сейчас там лингвистическая гимназия), потом заканчивала совхоз-техникум в соседней республике, где все программы также были подготовлены на эстонском языке, но при этом я никогда не считала себя эстонкой.
Остаётся лишь сожалеть, что чиновники почему-то всегда ставили знак равенства между сето и эстонцем, но это большое заблуждение. Также неверно считать язык народности сето одним из диалектов эстонского языка, а именно южно-выруским. Конечно, я не филолог, но мои земляки, которые часто приезжают к нам в гости, замечают: язык печорских сето сильно отличается от их языка общения. И это понятно: здесь, в России, он менее всего подвержен влиянию сходного по структуре эстонского языка.
- И всё-таки что, на ваш взгляд, повлияло на резкое уменьшение численности народности сето в псковском приграничье?
- Знаете, когда-то границы между республиками в Советском Союзе были очень прозрачными. Никто даже не брал в голову, что всё буквально в один день может рухнуть. Мои земляки с лёгкостью уезжали учиться в Эстонию, будучи уверенными, что всегда можно вернуться назад. И народу-то на самом деле было много! Судите сами: в нашей деревне Соколово каждый день ездили учиться в Печоры до 20 ребятишек, а всего там училось почти 200 человек.
Хочу сказать, что семьи сето всегда славились большим количеством ребятишек, но введение границы буквально разорвало наш народ. Кто-то остался в Эстонии, а старики, чтобы не быть в одиночестве, вынуждены были распродавать за бесценок своё имущество и уезжать в новые края. Однако память о родной земле вытравить невозможно.
Пеко из пещер
- Считается, что столицей сето являются Печоры. Почему?
- Да, эта земля священна для моих соплеменников. По преданию, Пеко, главный бог сето, похоронен именно в подземельях Печорского монастыря. Рассказывают, что прежде чем спуститься в его пещеры навсегда, он на одном из холмов воткнул в землю свой посох, который вскоре пророс, и теперь на этом месте зеленеет целая дубовая роща. Теперь вы понимаете, почему для сето эти края имеют по-настоящему сакральное значение. Отсюда такое почитание как самого монастыря, так и всех его святынь. Недаром 28 августа, день Успения Богородицы, именем которой освящён главный храм этой обители, у нас отмечается особо. В этот день проходит так называемый Кирмаш, который мы отмечаем, как один из престольных праздников.
- Хелью Александровна, народность сето иногда (может быть, в шутку?) называют полуверцами. Откуда это странное словосочетание?
- Может быть, оттого, что, приняв православие, мы остались верными своему языку? Кроме того, в легендах и сказаниях, которые дошли до нашего времени, много говорится о поклонении воде, камням, земле - силам природы. До нашего времени сохранились и многие по-настоящему удивительные народные обряды. Например, после крещения ребёнка у нас принято выливать воду под сладкую яблоню - чтобы жизнь у ребёнка была сладкая. А водой из фибул (одно из главных украшений в национальном костюме женщины-сето) нужно было умываться, чтобы красоту сохранить. Хочу сказать и вот ещё что: когда такой маленький народ всю свою историю находится между двумя мощными этносами (я имею в виду Россию и Эстонию), то верность своим обычаям становится уже своеобразным фактором выживания и сохранения своей идентичности. Этот фактор, думаю, стал одной из главных причин создания нашего этнокультурного общества, чтобы сохранить то немногое, что ещё осталось на этих землях.
Скромный и скрытный
- С чего в таких случаях обычно начинают?
- Мы начинали с самого простого: в июне 1995 года меня выбрали, а уже в начале следующего года мы отметили Рождество по нашим, сетусским обычаям. Как сейчас помню, мы пришли в эстонскую школу, что находится в Печорах, и попросили провести у них этот праздник. Тогда нас поддержали не только учителя, но и все, кто считает себя настоящим сето. Нас тогда собралось до 300 человек. Были и песни, и танцы, дети показали спектакль, а гостей мы угощали блюдами национальной кухни - лично я это больше всего люблю. С тех пор уже прошло 15 лет, но так и продолжаем отмечать своё Рождество.
Вторым по значению праздником у нас является, как я уже говорила, Успение. Думаю, что с этих дней и началась новая история нашего народа. В 2002 году нас, например, включили - впервые! - в перепись населения народов Российской Федерации. Затем на федеральном уровне сето причислили к коренным малочисленным народностям.
- Место проживания сето не раз становились поводом для политических спекуляций со стороны некоторых эстонских радикалов. Вам это не мешает?
- У нас установились конструктивные отношения со своими земляками из Эстонии, мы часто бываем друг у друга в гостях, поэтому между нами и не возникает никаких противоречий.Мы просто стараемся быть выше этой возни. Но если же кто-то захочет вернуться на свою родную землю, то теперь таким может быть оказана финансовая помощь. Это предусматривает и недавно принятая программа, направленная на сохранение народности сето, её культуры, языка.
- И в заключение: нарисуйте, пожалуйста, словесный портрет настоящего сето?
- Настоящий сето немного скрытный и очень скромный. Он всегда патриот своего дома, своей семьи. А главная его цель - сохранить отцовский дом и своё доброе сердце.