Следующим шагом по увековечиванию имени героини «Севастопольских рассказов» станет строительство часовни на её могиле. Об этом корреспонденту «АиФ» сообщила директор Порховского краеведческого музея Наталья Степанова.
Ландыши на могиле…
- Прежде чем установить поклонный крест была проведена большая работа по поиску точного местоположения самой могилы, – рассказывает наша собеседница. – В качестве ориентира мы использовали завещание самой Марии Михайловны, которая просила похоронить её возле храма Святой Живоначальной Троицы, где в свое время нашли последний приют многие из рода Дондуковых-Корсаковых. В поисках помогли и воспоминания старожилов, которые рассказывали, что на могиле известной благотворительницы всегда росло много ландышей.
В конечном итоге поиски увенчались успехом, тем более, что на месте захоронения был обнаружен осколок надгробной плиты с эпитафией Марии Михайловне. По словам местного краеведа, в недавнем прошлом учительницы истории Полонской средней школы Лидии Ащеуловой, и сама церковь, и господский дом, где Мария Михайловна устроила первый в губернии дом милосердия для больных венерическими заболеваниями, выстояли Великую Отечественную войну, но не пережили мирного времени:
- От самой усадьбы сохранились лишь фрагменты фундамента, да некоторые следы хозяйских построек. Сам храм сейчас находится в руинированном состоянии, а до наших дней дошла лишь часть стены, где собственно и располагается могила княжны. Сейчас, благодаря поддержке Санкт-Петербургской ассоциации общин сестер милосердия начат сбор средств на строительство часовни на этом месте. Помогают и местные дачники (в основном – это жители Петербурга), которые вкладывают собственные средства в это начинание. Во всяком случае, уже собрано почти 18 тысяч рублей.
При этом краевед с сожалением замечает, что «может быть, и денег удалось собрать побольше, но сейчас в деревнях практически никого не осталось…»
- Достаточно сказать, что за последнее время с карты нашей Полонской волости исчезло семь населенных пунктов, а было когда 28. Конечно приезжают дачники, но, понятно, это ведь не выход из положения, – добавляет наша собеседница.
Имени Марии Магдалины
Как убежден действительный член Российского географического общества Николай Розов, автор книги «Ожерелье Псковской земли», которая выдержала уже два издания, подобная ситуация – есть ни что иное, как следствие «культурной политики» прошлых лет, когда целенаправленно уничтожалось культурное наследие великого народа.
- В моем личном архиве хранится упоминание о 273 (!) уникальных архитектурных и исторических памятниках Псковской области, большинство из которых, к сожалению, не дожило до XXI века. Имение Дондуковых-Корсаковых – одно из них. И это при том, что благодаря Марии Михайловне начали создаваться библиотеки в тюрьмах, полевые госпитали, которые сыграли заметную роль в Крымской кампании. У себя же в деревне она организовала общину имени святой Марии Магдалины, где сама работала сестрой милосердия. Причем, там было два отделения.
В первом жили женщины – жертвы венерических заболеваний, а втором был приют для детей-сирот. Здесь же располагалась аптека, больница. Подвижничество Марии Михайловны увековечено в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого, не говоря о том, что её пример уникален даже для нашего времени. Когда я готовил второе издание своей книги, я побывал в тех местах снова и был глубоко опечален состоянием этого уникального места. Мемориальное кладбище, где была захоронена Дундукова-Корсакова, было наполовину срыто – по рассказам местных жителей кто-то из приезжих собирался стоить (на костях!) загородных дом. Тогда же в мусорной яме я обнаружил осколок надгробной плиты одного из рода Корсаковых…
Рассказ Николая Григорьевича дополняет и Лидия Николаевна:
- В 16-летнем возрасте Мария Михайлована тяжело заболела, несколько лет не могла подняться с постели, но, как гласит семейное предание, вымолила здоровье у иконы Казанской Божьей матери. Она так и не вышла замуж, оставшись княжной, а все средства, которые ей оставил дедушка Николай Иванович Дондуков-Корсаков, она тратила только на благотворительность. При этом экономила она в основном на себе. Например, приезжая по делам в Петербург к сестре, она никогда не пользовалась конкой, считая, что таким образом экономит средства для помощи больным и нуждающимся. Кроме дома в Буригах, у нее было еще одно имение - в селе Глубокое Опорчецкого уезда, где также на её средства был организована больница, аптека, школа для крестьянских детей.
- Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за всё благодарите, – такой был жизненный девиз этой легендарной женщины. Может быть, теперь, спустя почти два века после ее рождения, благодарность потомков найдет её.