Долой стереотипы!
- Анатолий Александрович, как вы оцениваете вашу новую выставку?
- Каждые 5 лет я устраиваю юбилейные публичные показы картин. И каждая новая выставка - своеобразный итог творчества. Накапливается в загашниках моей мастерской определённое количество картин - значит, настало время для того, чтобы зритель их оценил. Вот и эта выставка - один из таких итогов.
- Есть ли у вас любимые темы?
- Меня часто спрашивают, почему в моём искусстве присутствует библейская тематика. У меня на этот счёт есть своё объяснение: по-моему, она вечная. В ней преобладают борьба добра и зла, вопросы об утверждении моральных приоритетов. А значит, она современна и актуальна и в наше время тоже. Поэтому можно сказать, что в последние годы религиозная тематика - одна из моих любимых. Тем более, библейские сюжеты, воплощённые в художественную форму, выполняют благую цель: заставляют молодое поколение обращаться к их первоисточнику - Священному Писанию.
- В чём ваш источник вдохновения?
- Я постоянно нахожусь в поиске «настоящей жизни». А для меня это создание новых форм, эмоций, комбинаций. Поэтому в своём творчестве я стараюсь не повторяться, ведь создавать нечто принципиально новое всегда интереснее. Это отражается, например, в том, как я изображаю священные сюжеты. Существует множество стереотипов, связанных с библейской тематикой. Общепринятым является мнение, что такое искусство - икона, обязательно написанная по канонам. Но ведь художественное творчество свободно! Художник может представить эту тему по-своему, начиная от реальности и заканчивая абстракцией. Иными словами, творчество представляет знакомые нам мотивы в абсолютно другой интерпретации. Например, Иоанна Крестителя многие живописцы всегда рисуют стандартно - облачённым в ризу, со всеми церковными атрибутами. Я же представил его в виде молодого мужчины, по виду которого понятно, что он вёл отшельническую жизнь и жил в пещере. По моей трактовке Иоанн получился худым, в овечьей шкуре. Конечно, такое нестандартное видение вызывает много разногласий, но ведь в этом-то и заключается художественное творчество.
Нестандартный подход
- А что, на ваш взгляд, главное в процессе творчества?
- Как художника меня интересует творческий поиск. Для себя я понял, как важно не стоять на одном месте, а постоянно развиваться, экспериментировать, ведь каждая тема требует новых решений. Но придумывать что-то принципиально иное невероятно трудно. Это осложняется тем, что профессия художника как раз и подразумевает наличие новых идей, без которых она не будет жить. Так и я - постоянно нахожусь в поиске: закончив работу над одной выставкой, я ищу новые решения. Это интересно!
- Не боитесь, что зритель не всегда может положительно отнестись к таким экспериментам?
- Я воспринимаю зрителей своих картин как строгих судей, которые будут оценивать результаты моего творчества. Когда я изменил манеру письма, в ответ услышал много критики. Говорили, что я, выражаясь профессиональным языком, исписался. Другие, напротив, склонялись к тому, что эти изменения только к лучшему. Мнения на этот счёт абсолютно разные. И это хорошо. В таких случаях я вспоминаю фразу известного режиссёра, актёра и педагога, создателя знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика» Всеволода Мейерхольда, который говорил: «Если спектакль ругают - то надо искать недостатки, если хвалят - тем более, а если одна половина зрителей ругает, а вторая хвалит - это «золотой» спектакль, это шедевр».
- А как вы сами оцениваете дело своей жизни?
- Я всегда очень строго отношусь к своему творчеству и никогда не обольщаюсь по поводу своих картин. Мне думается, что критичность восприятия помогает всё время совершенствоваться, даёт толчок к поиску новых форм. А выставка для меня - средство обнажения души. Сначала ты работаешь в мастерской, а потом все твои сокровенные мысли, чувства, тайны предстают на суд зрителя. В этом-то и есть и главный риск, но и главный интерес искусства.
- Наверняка за годы творчества у вас появилось много учеников…
- История моего преподавания берёт начало с 70-х годов. Тогда я обучал детей в художественной школе Североморска. Затем руководил художественной студией Северного флота, где под моим руководством искусство живописи постигали люди морских профессий. Представьте себе, моряки - матросы, офицеры - люди совершенно другого толка, рисовали! Многие из моих учеников стали известными художниками, дизайнерами, и мне приятно, что именно я был их первым учителем. В процессе жизни художник накапливает много знаний, опыта, различных подходов. Рано или поздно каждый приходит к тому, что этот «багаж» нужно передать дальше, следующему поколению. Вот поэтому-то многие художники с возрастом «ударяются» в преподавание. Но делиться опытом с молодёжью необходимо, ведь преемственность в искусстве, на мой взгляд, - залог жизненного развития.