Правда, сам виновник торжества узнал об этом знаменательном событии только в середине августа - буквально через три дня после того, как вернулся из творческой поездки по Европе. Как чувствует себя в новом статусе художник, какие строит планы? - ответ на эти и другие вопросы попытался получить корреспондент «АиФ-Псков», побывав в гостях у мастера.
Нужно просто работать
- Игорь Олегович, наши искренние поздравления с присвоением вам этого почётного звания! Мы не опоздали со словами приветствия?
- Что вы! Вы первый журналист, которому это событие в культурной жизни нашего города стало по-настоящему интересно.
- Неужели?
- Именно. Сразу после того, как указ был обнародован, тёплое письмо прислал Александр Иванович Голышев, председатель областного Комитета по культуре. Были ещё искренние поздравления от товарищей по цеху, друзей и просто тех, кому моё творчество небезразлично, но псковские журналисты спокойно отнеслись к случившемуся. И это в какой-то мере может служить показателем отношения общества к художественному творчеству, культуре вообще…
- Ну и как вы себя чувствуете в новом для вас звании?
- Спокойно, хотя не скрою: такое внимание к моей персоне со стороны коллег (ходатайство о присвоении было направлено в министерство культуры от регионального отделения Союза Художников России. - Прим. С.Н.), безусловно, приятно. Однако, когда стоишь перед мольбертом, о том, что ты теперь «заслужённый», думаешь меньше всего - нужно просто работать.
- Может быть, на ваш новый статус обратит внимание чиновничество от культуры…
- Что я буду за них говорить? Всё зависит от той планки, которую ты для себя определяешь. Мне кажется, это главное. Зритель, тот, который следит за художественной жизнью Пскова (увы, сейчас таких меньшинство), и раньше не прощал халтуры, а теперь и подавно не жди от него пощады. Вообще, истинный талант - это всегда ответственность. И не только перед обществом, но и - прежде всего! - перед собой. Художнический дар - это в какой-то степени лотерея. Не каждому выпадает счастливый билет, но если уж он достался, то будь его достойным. И вот вам парадокс: чем больше ты отдаёшь, тем богаче становишься. Поймите меня правильно, но я сейчас говорю не о себе, любимом, а о той ноше, которую всегда несёт человек творческий. Не всем она, как позывает жизнь, по плечу. Сколько на моей памяти людей по-настоящему ярких и самобытных, которые не выдержали испытание талантом и ушли, не исполнив и десятой доли того, что могли бы совершить на земле.
- Вы избежали этого?
- Нет. Были времена, когда я неделями не брал в руки кисти - всё думал, что успею, наверстаю. Сейчас я искренне жалею о потерянном времени, хотя, с другой стороны, наверное, нужно было пройти и через эти искусы. Нужно было понять, что для художника по-настоящему ценно и важно.
«Уровень» культуры
- Игорь Олегович, согласитесь, что культурная жизнь нашего областного центра как-то не располагает к подобным творческим поискам…
- О чём мы говорим? Уровень (скажу так) цивилизованности общества сейчас вообще катастрофически низок. Судить же об уровне культуры можно хотя бы по вышине гор мусора, которые публика оставляет в лесу. Побродите по псковским пригородам, и вы увидите кучи брошенных бутылок, пакеты с пищевыми отбросами. Всё это люди оставили после себя, приехав, так сказать, на лоно природы, но никому в голову не пришло закинуть всё это «добро» в багажник (большинство ведь на машинах!) и довезти до ближайшего контейнера. С одной стороны - коттеджи, обнесённые высоченными заборами, а вокруг куда ни кинь - отбросы.
- Но какое это имеет отношение к художничеству?
- Самое прямое. Живопись имеет уникальную способность напрямую влиять на ум и настроение людей, манеру поведения. Это ведь только кажется, что картина, которая висит на стене, не более чем цветовое пятно, украшение интерьера. Вообще, лично я трактую живопись как понятие философское, которое одновременно обязано пробуждать и мысли, и эмоции. Для всего остального есть художественная фотография.
Кто на что учился
- Насколько я вас понял, у нас не только дефицит культуры, но и самих художников маловато?
- Увы... Каждый год в вузы страны поступают талатливые ребята, но они не возвращаются. В городе даже выставляться негде! После того, как закрылась галерея «На Бастионной», в Пскове не осталось ни одного более-менее приличного зала. То помещение, что имеет Союз художников на Ленина, 1, могло бы стать действительно центром творчества, но для этого нужны деньги. Требуется всего 1 млн рублей, однако у нас находятся средства на ЧТО угодно (нелепая псковская Масленица - тому лишнее подтверждение), но только не на нужды художников. И это в преддверии грандиозной выставки художников Северо-Западного федерального округа, которая впервые (!) за 50 лет состоится у нас в Пскове - губернатор уже подписал соответствующее распоряжение. Лично я надеюсь, что она в какой-то мере всколыхнёт людей, заставит оборотиться на себя, задуматься.
- Игорь Олегович, насколько можно вас понять, художник не может быть богатым?
- Вы правы, потому что заниматься живописью и зарабатывать деньги - два разных занятия. Ну… кто на что учился. Если поставить себе целью «нарубить бабла», то, поверьте, у меня были такие возможности. Например, от одного в недавнем прошлом псковича (сейчас он живёт в Европе) мне поступали заманчивые финансовые предложения развивать, скажем так, «физиологическую тематику». Я и слушать его не стал, потому что посчитал это предательством всего того, чем занимаюсь последние годы. Повторюсь, тут всё дело в приоритетах. Лично я для себя уже всё выбрал.
Досье:
И. Макеев (1955 г.р.) коренной пскович. Профессиональный художник, считает себя учеником выдающего русского графика Валентина Васильева, у которого получил первые уроки рисования ещё в псковской художественной школе. Закончил Костромской педагогический институт, художественно-графическое отделение. Неоднократный участник всероссийских и международных выставок, ныне - заслуженный художник России.