О том, как специалисты отслеживают состояние ценнейшего в псковском музейном собрании памятника древнерусской живописи, рассказывает заведующая сектором климатологии Псковского музея-заповедника Татьяна Платонова.
Светлана ПРОСКУРИНА, «Аргументы и Факты – Псков»: - Когда власти решили передать одну из самых древних икон Псковского музея-заповедника в монастырь, многие опасались, что церковнослужители её погубят. Тем более, что такие примеры в новейшей российской истории уже были. Псковские музейщики, наверное, расставались с этим экспонатом, скрепя сердце?
- Конечно, специалисты относятся к передаче памятников древнерусской живописи церквям неоднозначно. Особенно, после того, что произошло с иконой «Богоматерь Боголюбская» XII века из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Эта икона с 1993 года по 2009-й находилась в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина монастыря города Владимира под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов на условиях временного хранения.
В 1998 году из-за нарушения правил хранения и сбоев в работе датчиков витрины её состояние стало вызывать у специалистов тревогу. После того, как монастырь несколько раз грубо нарушил условия её хранения, в 2009 году по настоянию реставраторов было принято решение о возвращении «Богоматери Боголюбской» в музей.
Поэтому, когда перед администрацией и сотрудниками нашего музея встал вопрос о временной передачи иконы «Спас» XIV века в собор Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря, мы предприняли всё от нас зависящее для сохранности этого памятника вне музейных условий.
- Как проходила передача иконы?
- Напомню, письмо архиепископа Евсевия с просьбой о передаче иконы в монастырь было отправлено в Министерство культуры еще в июне 2008 года. 13 ноября 2009 года музей получил экспертное заключение специалистов ГосНИИР о возможности перемещении памятника, в котором были обозначены жесткие условия этой передачи.
30 июня 2010 года на имя директора музея-заповедника поступило письмо из монастыря с просьбой передачи иконы «Спас» на постоянное и бессрочное пользование в богослужебных целях, при этом монастырь брал на себя обязательства по полному обеспечению сохранности памятника.
По договору, заключённому с монастырем, икона передавалась на один год при соблюдении всех необходимых мероприятий по созданию условий ее хранения.
И вот музей стал готовиться к передаче иконы. Прежде всего заведующая отделом реставрации музея Наталья Ткачева сделала подробное описание состояния памятника на момент его передачи, которое было необходимо для определения условий сохранности иконы и дальнейшей оценки их влияния на раритет.
Тем временем в соборе проводились работы по окончательной отделке внутренних стен и установка иконостаса, в который планировалось вмонтировать киот с иконой «Спас».
Как нарочно, в июле-августе того года в Псковской области установилась аномальная жара (до +38С), и, соответственно, повышенная влажность воздуха (до 15,0 г/кг). Поэтому мы сосредоточились на создании специальной климатической витрины-киота, которая бы обеспечивала безопасные условия хранения памятника.
Витрина-киот для иконы была изготовлена фирмой «Раритет» из Санкт-Петербурга, выигравшей соответствующий тендер.
- Во сколько этот киот обошёлся?
- За него было заплачено из областного бюджета около миллиона рублей. В составлении технического задания на изготовление этого киота принимали участие сотрудники НИИ реставрации, реставраторы нашего музея консультировали изготовителей по вопросам крепления и установки памятника внутри витрины.
- Что из себя представляет этот киот?
- Это металлическая конструкция с ударопрочным стеклом. Части этой конструкции соединены силиконовым уплотнителем, обеспечивающим минимальный воздухообмен с окружающим пространством.
Микроклимат в киоте обеспечивает вмонтированная в иконостас под иконой система «Miniclima» австрийского производства. Она подкачивает влагу в витрину из специального резервуара с дистиллированной водой и откачивает ее для достижения оптимальной влажности, значение которой устанавливается на дисплее передней панели.
Для поддержания относительной влажности внутри витрины в случае непредвиденных обстоятельств (отключение электроэнергии, неисправность системы «Miniclima», разгерметизация киота и тому подобное) в неё заложен гигроскопический материал «Pro-sorb».
- Внутри киота поддерживается какая-то особенная температура?
- Нет, температура воздуха внутри киота не регулируется, она такая же, как в храме.
- В каких условиях происходил монтаж иконы в киот?
- В день установки киота в иконостас 12 августа 2010 года в соборе была зафиксирована высокая относительная влажность – не только из-за жары, но и потому, что незадолго до этого в храме проводились работы по внутренней отделке. Однако в музее в тот день показатели влажности были почти такие же.
Для транспортировки иконы из музея в монастырь был изготовлен дополнительный деревянный остекленный киот, куда она была помещена 18 августа.
А 19 августа 2010 года, в Праздник Преображения Господня, икона «Спас» в присутствии патриарха Кирилла была торжественно передана в монастырь и запечатана в киот иконостаса, к которому подведена сигнализация.
- То есть, «Спас» был передан монастырю с такими предосторожностями, что и не «заметил» изменения условий?
- Условия, в которых проводилась передача, были крайне неблагоприятны для таких гигроскопических материалов, как дерево. Поэтому мы первым делом начали постепенно снижать влажность в киоте до параметров, оптимальных для сохранности памятника. За счёт этого происходило постепенное высыхание иконы, которая напиталась влагой.
В конце августа к работе по изучению тепловлажностных характеристик воздушной среды собора приступили сотрудники лаборатории климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации.
Это было необходимо не только для того, чтобы оптимизировать условия хранения иконы, но и для того, чтобы отрегулировать микроклимат архитектурного памятника в целом.
Специалисты института установили в соборе датчики температуры и влажности с радиосигналом, который поступал на компьютер в доме настоятеля каждые 20 минут. Кроме того, к концу года в соборе и в том числе внутри киота, были размещены миниатюрные электронные устройства – логгеры – для того, чтобы мы могли более тщательно отслеживать состояние микроклимата вокруг иконы.
В сентябре климатическая система продолжала работать на откачку влаги из киота. Позднее в киот был положен дополнительный гигроскопический материал, способный обеспечить соответствующую влажность при возможном отключении системы «Miniclima».
После подключения системы водяного отопления в соборе продолжала падать относительная влажность – так что к концу года мы смогли существенно снизить нагрузку на климатическую систему.
Значительное изменение относительной влажности в киоте было вызвано также тем, что он не является полностью герметичным. Это было сделано специально, чтобы обеспечить его кондиционирование.
То есть, состояние воздушной среды, прежде всего в алтаре, в некоторой степени влияет на микроклимат внутри витрины. При этом процесс понижения относительной влажности в киоте происходит медленно, что необходимо для её лучшей сохранности.
Следует отметить, что «Miniclima» является довольно «капризным» оборудованием. Несмотря на это много таких же климатических систем применяется в Эрмитаже, где специалисты нашего музея прошли стажировку.
- Эта система ни разу вас не подвела?
- Проблемы регулирования микроклимата в киоте начались зимой 2011 – 2012 годов, когда из-за его разгерметизации система «Miniclima» перестала справляться с поддержанием необходимого уровня влажности.
При осмотре дверцы киота мы обнаружили расхождение в местах стыков силиконового уплотнителя. В это время мне приходилось менять показания «Miniclima» на 2-3% не реже раза в неделю, пока дверца киота не была отремонтирована. Вот когда нам очень помог размещённый в киоте абсорбирующий материал.
Во избежание чрезвычайных ситуаций на будущее областная администрация профинансировала приобретение резервной системы «Miniclima», которая хранится в музее на случай форс-мажора.
Повторю, несмотря на всю сложность этой системы, она позволяет нам бороться со значительными перепадами влажности в алтарной части собора от сезона к сезону и в течение суток.
- А большой поток посетителей монастыря способствует таким перепадам?
- Нет, тепловлажностный режим памятника от этого никак не страдает.
- Сравнительно яркий свет в соборе не вредит иконе?
- Её освещённость почти всегда не превышает 50 люксов, как это и должно быть.
Единственная проблема, которая нас сейчас волнует, связана с поломкой системы радиосигнала, которая обеспечивала дистанционное наблюдение за состоянием иконы «Спас». Ведь, как я уже говорила, сотрудники лаборатории климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР ещё в 2010 году установили в киоте и в помещении собора несколько приборов-термогигрометров, которые передавали данные тепловлажностного режима в четверике и киоте на компьютер в доме настоятеля.
- Почему не прямо в музей?
- Теоретически мы могли бы принимать эти данные и в музее, а кроме того, они могли бы быть выведены через вебкамеру на официальный сайт Псковской области, но это затрудняется тем, что в монастыре нет надёжного Интернета. Во всяком случае, по записи этого радиосигнала я могла посмотреть, как менялась влажность и температура в киоте и вокруг него в течение любых суток и по месяцам.
Плохо, что с некоторых пор сигнал не передаётся даже на компьютер в доме настоятеля, потому что отвечающая за это программа начала барахлить.
Музей неоднократно обращался и в областной комитет по культуре, и даже в администрацию Псковской области с просьбой профинансировать наладку радиосигнала из киота иконы «Спас», но пока безрезультатно.
Так что сегодня мне приходится полагаться на показания климатической системы, которая обслуживает киот, а о том, каковы температурно-влажностные условия в самом киоте, я могу судить лишь опосредованно.
- Какова цена вопроса?
- От 150 до 200 тысяч рублей, поскольку нам придётся не только приобретать дополнительное оборудование, но и на какое-то время снова пригласить в монастырь специалистов НИИ реставрации.
- Как часто вы выезжаете в монастырь, чтобы проверить температурно-влажностный режим хранения иконы «Спас Елеазаровский»?
- Минимум раз в две недели, а бывает и чаще, если резко меняется погода, потому что мне необходимо вручную регулировать «уставку» климатической системы в зависимости от температуры и влажности воздуха в соборе, чтобы обеспечить почти идеальные условия внутри киота – это от 40 до 60% влажности.
Если «уставка» климатической системы перестаёт соответствовать погодным условиям, аппаратура начинает сигнализировать об этом. Монахини об этом знают и в любой момент по моему телефонному звонку могут проверить, всё ли в порядке.
Кроме того, музей раз в два месяца, как нас и учили в Эрмитаже, проводит профилактику климатической системы «Спаса» и, как я уже говорила, держит на всякий случай наготове совершенно новую запасную систему, а кроме того, запасной силиконовый шнур, который может понадобиться для герметизации киота.
- Как складываются отношения музейщиков с монастырским руководством и простыми монахинями?
- Хочу подчеркнуть, что они очень помогают нам в нашей работе. Раз в год икона «Спас» извлекается сотрудниками нашего музея из киота в присутствии представителей монастыря и Псковской епархии. Мы тщательно её осматриваем, проверяя сохранность по описанию, составленному в 2010 году. И каждый раз продлеваем договор с монастырём, потому что никаких изменений в состоянии иконы не происходит.
Таким образом, можно считать псковский опыт по обеспечению условий сохранности памятника древнерусской живописи весьма успешным.