У автомобилистов наступило время дополнительных расходов. Особенно ощутимо потратиться придётся тем, кому нужно не просто заменить летнюю резину на зимнюю, но ещё и приобрести покрышки по сезону. Газета «АиФ-Псков» выяснила, какие шины лучше выбрать и какая ответственность грозит тем, кто решил сэкономить.
Погода шепчет
О том, что пришла пора переобуться, автомобилистам Псковской области сигнализирует погода. По всем регламентам менять покрышки необходимо, когда среднесуточная температура опустилась до +5 градусов. А в Псковской области такое время наступило. «Уже возможны утренние заморозки, уже выпавшие осадки подмерзают», - заявила «АиФ-Псков» начальник Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Тала Нещадимова. Она отметила, что впереди жителей региона ждёт небольшое потепление — среднесуточная температура будет около +7 градусов, но из-за утренних заморозков откладывать вопрос со сменой шин не стоит. «Пришла пора менять резину. Ждать дальше не надо», - подчеркнула глава псковского гидрометцентра.
Тем не менее, как показал опрос, проведённый Телеграм-каналом «Псковские новости», псковичи менять шины не торопятся.
Переобулись только 26% респондентов, ещё 34% рассчитывают сделать это в самое ближайшее время. При этом 35%, несмотря на прогнозы синоптиков, уверены, что время ещё не пришло.
Отчаянных среди участников опроса оказалось всего 6% - эти люди зимой и летом ездят на одних и тех же покрышках. А при этом специалисты говорят о том, что летние шины просто опасно использовать в холодное время года. «Шина дубеет и тормозной путь увеличивается. Нужно понимать, что машину при торможении унесёт дальше, чем ожидает водитель. Плюс на дорогах сейчас листья, по которым летняя резина будет скользить, зимняя поведёт себя лучше», - рассказал «АиФ-Псков» продавец-консультант с 17-летним стажем одного из крупных псковских магазинов по продаже шин Олег Алексеев.
Шипы или липучка
Известно, что зимняя резина существует в двух модификациях — шипованная и так называемая «липучка» - зимняя фрикционная нешипованная шина.
«Шипы мы строго рекомендуем ставить на маленькие, лёгкие машины, потому что такие автомобили «липучка» слабо держит, зимой будет «носить» на дороге. Для машин с задним приводом тоже лучше шипы», - пояснил Олег Алексеев.
Остальным же подходит «липучка», но при условии, что основные поездки в зимний период проходят по городу или трассам. «Если человек часто ездит по обледенелым, не чищенным сельским дорогам, то лучше ставить шипы», - отметил специалист.
Он также предупредил, что в городе, где, как правило, асфальт и дороги почищены, при торможении на шипованной резине может создаться «коньковый эффект».
Ещё одно преимущество «липучки» - она менее шумная. А кроме того, такую резину можно поставить раньше, а снять позже, не опасаясь растерять шипы на сухом асфальте.
Кстати, если в России сам водитель может выбрать, какие шины использовать, то в некоторых странах такие нормы введены на государственном уровне. Например, в Польшу зимой на шипованной резине просто не пустят.
Как говорит Олег Алексеев, спрос на «шипы» и «липучку» у псковичей примерно одинаковый. При выборе шин, в основном, обращают внимание на производителей, состав резиновой смеси, какие-то фишки вроде применения апельсинового масла или стекловолокна.
От этого, кстати, зависит и цена покрышки, равно как и от радиуса. В этом сезоне дешевле всего покупка резины обойдётся обладателям машин с колёсами 13-го радиуса — до 3 тысяч рублей за шину. Самые же дорогие покрышки на 27-й радиус — 25 тысяч рублей за штуку.
За резину ответишь
Госавтоинспекции, в общем-то, всё равно, какие шины стоят на автомобиле — с шипами или без. Однако, определённые требования всё же существуют. Как пояснили нашему изданию в УГИБДД УМВД России по Псковской области, на всех колёсах автомобиля должны быть установлены покрышки одного типа, например, все шипованные. Высота протектора на зимней резине не может быть менее 4 миллиметров.
На одну ось автомобиля нужно поставить шины одной размерности, одной конструкции и с одинаковым рисунком протектора. То есть, как заметили в Госавтоинспекции, не получится поставить на одну ось покрышки от разных производителей, потому что не будут совпадать рисунок протектора и конструкция.
Инспекторы в рамках надзора за безопасностью дорожного движения могут остановить автомобиль и изучить его колёса. В случае, если с резиной будет что-то не так, грозит штраф в 500 рублей или предупреждение по статье 12.5.1 КоАП РФ (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена). «Как правило, в случае выявления таких нарушений мы выдаём требование об устранении», - отметили в УГИБДД. При этом, если владелец автомобиля не приведёт его в нормативное состояние, то уже последует наказание по статье 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции), а это уже штраф от двух тысяч рублей или арест на 15 суток.
Если говорить о сроках, не позже которых нужно переобуть свою машину в зимнюю резину, то по Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 это 1 декабря. При этом перейти на летние шины можно не раньше 28 февраля. Для тех, кто в первый день зимы всё ещё «на лете» предусмотрена административная ответственность всё по той же статье 12.5.1 КоАП РФ.
В очередь
Несмотря на то, что ещё далеко не все водители собрались переобуть свои автомобили, очереди на шиномонтажах уже появились. В Пскове в таких организациях настоятельно рекомендуют заранее записаться на замену резины. А ещё отмечают, что шанс переобуться без очереди и предварительной записи в будние дни выше, в выходные же он практически равен нулю.
Кстати, стоимость замены резины в Пскове по сравнению с прошлым годом незначительно выросла — в среднем на сумму около 200 рублей. При этом разброс цен на разных шиномонтажах довольно большой. Так, в нынешнем сезоне, чтобы снять летнюю резину и поставить зимнюю на колёса 14-го радиуса придётся заплатить от тысячи до полутора тысяч рублей. В некоторых местах цена зависит даже от того, какие диски — перекинуть покрышки на «штамповку» будет дешевле, чем на «литьё». В целом же цена на шиномонтаж увеличивается пропорционально радиусу колеса.