Примерное время чтения: 4 минуты
135

Мнение: Всегда ли прав клиент?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "АиФ на Мурмане" 13/03/2012
Фото: АиФ на Мурмане

Законные лазейки

По статистике, около 8% всех потребителей являются экстремистами, манипулирующими юридическими нормами в корыстных целях. Такой ситуации способствует несовершенное законодательство, в первую очередь защищающее интересы покупателя. Конечно, приятно осознавать, что твои интересы соблюдаются, а твои права защищены аж на законодательном уровне.  Но закон «О защите прав потребителя» с его «лазейками» и недоработками в той же мере создаёт почву для экстремизма. И чем шире правовое поле, тем легче обойти его по тенистым кружным тропинкам.

Как рассказал исполнительный директор «Север-Авто. Мурманск» Антон Головенко, в практике компании был случай проявления потребительского экстремизма, когда один из покупателей отсудил у автосалона новый автомобиль Skoda Octavia и немалую компенсацию. Владелец машины обратился в автосалон с поломкой - повышенным расходом масла и требованием устранить дефект в рамках гарантии.

Автосалон согласился отремонтировать машину, несмотря на то что водитель ни разу не появился на техосмотре в течение года. На следующий день в автосервис пришло письмо, в котором автомобилист запретил чинить автомобиль в его отсутствие. Все официальные письма и звонки с приглашением приехать и поприсутствовать при ремонте двигателя игнорировались. Через 50 дней владелец машины расторгнул договор о купле-продаже автомобиля по причине «затягивания» сроков ремонта, который по закону не может превышать 30 календарных дней.

Всего по этому делу прошло три иска. Суд признал претензии истца необоснованными, однако удовлетворил его требования. Этот случай наглядно демонстрирует то, что суды зачастую выступают на стороне покупателей-экстремистов. По словам экспертов, только в 5-7% случаях суд принимает решение в пользу производителя или продавца.

Потребительский вирус

Описанный выше эпизод не единственный в практике автосалона. Выяснилась история громкого судебного разбирательства. В компании её прокомментировали следующим образом: «Господин Ярополов обратился в сервисный центр с требованием устранить поломку в автомобиле по гарантии, в чём ему было отказано: случай был признан негарантийным. Но будучи лояльным к клиенту, через 2 месяца автосалон согласился на ремонт машины.

Тогда автовладелец обратился в Союз защиты прав потребителей и направил в суд иск с требованием вернуть рыночную стоимость автомобиля. На руках у истца было заключение об отказе в ремонте по гарантии и официальное разрешение на починку авто. То есть по бумагам срок устранения дефекта превышал 30 календарных дней, чем он и воспользовался. В итоге автовладелец отсудил у компании около 1,6 млн рублей, а теперь претендует ещё и на неустойку». К сожалению, связаться с господином Ярополовым и получить от него комментарии не удалось.

Автомобильная практика - далеко не единственная отрасль, в которой развивается экстремизм покупателей. Масштаб деятельности экстремистов ограничен только смекалкой и юридической подкованностью. Объектом покупательского «вымогательства», как правило, становятся известные бренды, которые дорожат своей деловой репутацией. Интернет пестрит фантастическими историями про возврат мобильных телефонов, про кошек в микроволновке и надпись «Осторожно, горячий кофе» на стаканчике с априори горячим кофе. Даже самые нелепые и необоснованные претензии могут испортить репутацию добросовестной компании.

Конечно, граждане обязаны защищать свои потребительские права, хотя бы потому, что это повышает уровень обслуживания. Но активная популяризация в СМИ идеи о том, что клиент всегда прав, приводит к тому, что масштаб распространения этого вируса общества потребления постоянно растёт.

Анна Зданович

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах