На тех, кто еще помнит грозные 90-е, нынешняя избирательная кампания в Государственную Думу производит странное впечатление. Нет былого накала страстей. Как следствие, чисты почтовые ящики, а дворники, если и обрывают наглядную агитацию с дверей подъездов, то это в основном рекламные предложения коммерческих фирм.
Все тихо и почти цивилизованно, не считая "мелких эксцессов" наподобие взрыва утром14 ноября в штаб-квартире главного "яблочника" области Льва Шлосберга "безоболочного взрывного устройства", повредившего стекла, стены, мебель. Электорат меж тем потихоньку начинает готовиться к Новому году, с опаской поглядывая на ценники. У лидеров политических партий, кажется, свои сугубо личные проблемы, хотя во многом схожие. Практически все ратуют за избавление России от коррупции, каждый в тайне мечтает о гражданском обществе, и - более того! - готов побороться с нищетой, если ему, конечно, достанется депутатский мандат. Хотелось бы услышать нечто сокровенное из уст лидеров предвыборной гонки, но единороссы приняли решение не ввязываться в дискуссии и перешли на плакатно-баннерный стиль общения. Иногда - довольно неординарный. Вроде плаката со стройными рядами детишек и надписью: "Сделано "Единой Россией". А вот авторство надписей на Октябрьском проспекте Пскова "Дороги Единой России", не предусмотренных ГОСТами по дорожной разметке, до сих пор установить не удается.
Люди от сохи (аграрии) давят на то, что, поддержав наше сельское хозяйство, мы чуть ли не автоматически понизим цены на основные продукты питания. Проблематично... Но ведь каждый выбирает то, о чем ему приятней думать. Впрочем, в Псковской области они вряд ли найдут своих сторонников: согласно данным статистики, ежедневно (!) в регионе гибнет 20 гектаров пашни, которая (к слову!) составляет всего 6% от общего количества находящейся в севообороте земли. К тому же численность сельского населения стремительно сокращается. Другой общей для участников политического процесса бедой является вопрос о том, как вообще уцелеть на политическом ринге. Ведь согласно законодательству, если партия не наберет 3% голосов, то ей реально "светит" ликвидация. В таком положении находятся "яблочники", "зеленые", СПСники - чьи, по всей видимости, липовые газеты разносят неизвестные доброжелатели по почтовым ящикам. Из них избиратель с недоумением узнает, что единственным достойным уважения персонажем в бывшем правительстве был некто Зурабов. Об этом, судя по газетке, сообщает бывший премьер Е. Гайдар - автор рекламного слогана "шок - это по-нашему"; что Чубайса давно пора двигать в президенты, а Боря Немцов в совершенстве владеет английским языком (язык Буша и Шекспира!) и с удовольствием общается на нем со своими потенциальными избирателями...
В общем, пока политические партии не смогли найти подход к сердцам избирателей. В этой связи председатель Центризбиркома г-н Чуров даже попенял за это журналистам: дескать, вы во всем виноваты, плохо готовитесь к дискуссиям на голубых экранах, от этого они и выходят такие неинтересные. Вообще, насколько позволяет судить опыт, у нас всегда журналисты виноваты: появляется ажиотажный спрос на товары народного потребления - виноват журналист, который обратил на это внимание. Принят неуклюжий закон - снова виноваты граждане пишущие, которые начали спрашивать у бабушки: а хватит ли пенсии, чтобы оплатить жизненно важный для нее корвалол? Впрочем, если говорить о неуклюжих законах, то тут все-таки есть повод для оптимизма: на последнем пленарном заседании Госдумы наконец приняты поправки в закон о "дачной амнистии". И это обнадеживает: бывает и так, что здравый смысл иногда торжествует. За это лишний раз и проголосовать не грех.