Примерное время чтения: 5 минут
42

Казусы местной топонимии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 27/06/2007

Не часто, но бывает. Едешь, допустим, по шоссе, ни о чем не думаешь, и вдруг!.. Как молнией пронзит зрение. И даже оторопь возьмет. Вот так название! Вот это, прости господи, топоним! И невзрачная с виду деревенька, каких на Руси тысячи, застрянет в сознании, зацепившись за хрестоматийные некрасовские строчки про "Неурожайку тож".

И даже более того. Некоторые псковские деревни по части наименований способны взять пальму первенства у самых, казалось бы, экстравагантных названий мира. Таких, к примеру, как Факфак из Новой Гвинеи или "Б. Ляди" в незалежной Украине. Понятно, что село Хреновое в Воронежской области или же деревня Вагина в Тюменской губернии получили свои названия вовсе не для того, чтобы веселить и радовать путешественников. Но наш знаменитый Лобок вне конкуренции! Процесс наименований - дело темное, уходящее в глубину веков. Узнать, отчего да как получили свои, мягко выражаясь, клички да прозвища те или иные населенные пункты, сегодня вряд ли возможно, хотя ученые-лингвисты над этими вопросами головы и ломают. Однако игривые ассоциации, подчас возникающие в мозгах путешественников, продиктованы не только нашим языком - как известно, "самым великим и могучим", но и вниманием людей вообще ко всему необычному. Изучив длинный список псковских деревень, мы пришли к выводу, что с живым и непосредственным творчеством у наших предков было все в порядке.

Остановка на местности

Психология - штука тонкая. А совпадения топонимов с фамилиями - явление обычное. И если, допустим, у вас фамилия Михайлов, то сельцо Михайловское, где наш национальный гений "провел три года незаметных", "приют трудов и вдохновенья", а ныне всемирно известный музей-заповедник, наверняка греет и ласкает слух.

Ничего из ряда вон: очень часто фамилии наших предков происходили от названий населенных пунктов, где они родились и выросли. И даже если ваша династия ведет свою родословную откуда-нибудь из Африки, присутствие на географической карте топонима с родным наименованием наводит на сумасшедшую мысль (не лишенную смысла): "А не родовое ли это гнездо? Почему нет?" Ибо как не выеживайся, а все мы, за редкими исключениями, "из могикан", то бишь из глубины веков и бескрайних пространств.

Следуя этой гипотезе, можно предположить, что кое-какие псковские политики из наших ландшафтов и вышли. Так, в Бежаницком и Себежском районах имеются деревеньки Селиваново, адресующие забредших туда туристов к федеральному инспектору по Псковской области - Александру Селиванову. А жители деревни Максимово Великолукского района наверняка поминают всуе зама главы АПО Игоря Максимова. Полозово - отсылает к нынешнему спикеру областного Собрания депутатов. Полозовых (деревень, а не однофамильцев) на Псковщине целых два - в Новоржевском и Себежском районах. Этот рекорд бьет только Морозово (наше почтение вице-губернатору Андрею Анатольевичу), их аж три! По одной фамильной "вотчине" имеется у политиков Андрея Букина и Геннадия Подзноева: соответственно, Букино в Пушкиногорье и Подзнои в Порховском районе. Севастьяново, Груздово, Емельяново, Самуйликово и Бологово на слуху у тех, кто тесно общается с соответствующими персонами. Депутат от КПРФ Владимир Никитин наверняка знает о существовании "тезки" близ Великих Лук Никитино, а губернатор вспоминает о "своем" Кузнецове. Фамилии же чиновников федерального уровня корреспондируют с двумя селами под Новоржевом - Лужково и Касьяново. Интересно, знают об этом нынешний мэр Москвы и бывший премьер-министр России?

Двойники и поэтизмы

Удивительно, но на карте региона есть названия, знакомые всем жителям России. Так, в Опочецком районе давным-давно существует Рублевка, также как и Абаканы (соответствуя, по-видимому, Абакану из Хакасии), но у нас не в единственном, а во множественном числе. Москва, которая, как известно, "Третий Рим", наполняет державной гордостью сердца порховчан, пусть и живут они далеко от столичного мегаполиса. Сходные чувства, возможно, гнетут обитателей Сараево, но вовсе не столицы Боснии и Герцеговины, а деревеньки в Палкинском районе. Под Невелем затерялось Бородино, не имеющее никакого отношения к знаменитой битве с наполеоновскими полчищами,а в Ясной Поляне, что в Дновском районе, никогда не творил Лев Толстой. Подобно тому как в Болдино Островского района не писал своих бессмертных стихов Александр Сергеевич.

Ценителям каламбуров

Что и говорить, наши предки за словом в карман не лезли, и если уж назовут, так назовут! Вобьют имя в века, поражая потомков языковым богатством и энергетикой.

Бабарыгино объединило баб и барыг. Торчилово понравилось бы наркоманам, использующим сленг (от слова "торчать" в значении "ловить кайф"). Деревня Панково - "родина панков". В Пошибайлово живут люди особого пошиба. В Бухарице, понятное дело, все бухают, в Веселках - веселятся, в Урывково все делают урывками.

Ну и так далее по списку, только дай волю буйной, как во хмелю, фантазии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах